5
Более высокий уровень – знания, полученные из художественной ли-
тературы, кино, радио, телевидения, Интернета, т. е.
средств массовой
информации
. Однако это тоже не систематизированное знание, т. к.
подача материала ориентируется в основном на чувства, эмоции
людей, дается популярная, а не научная оценка событий, зачастую созна-
тельно искаженная в угоду чьим-либо интересам. К тому же, художест-
венная литература, фильмы на исторические темы используют вымысел.
На этом уровне также существует опасность манипулирования людьми.
Научный, теоретический
уровень предполагает изучение и осмы-
сление истории с помощью методов профессиональной исторической
науки через исследование реальных
исторических источников, фак-
тов и событий
; установление
причинно-следственных связей
между
ними; выявление основных тенденций исторического развития – во
всей его сложности и противоречивости. На этом уровне рассматрива-
ются такие проблемы, как периодизация истории, различные варианты
и модели общественного развития, разные точки зрения на какое-ли-
бо историческое событие, место той или иной страны, в т.ч. и России,
в мировом историческом процессе.
Каким же образом можно изучать историю? Как любая наука, исто-
рия обладает собственной
методологией
, т.е. совокупностью
принци-
пов, методов, теорий.
Основные
принципы
исторического познания –
историзм, объек-
тивность, конкретность.
Историзм
–познание явленийдействительностивовремени, вразви-
тии, во взаимосвязи с прошлым и настоящим, установление причинно-
следственных связей. Данный принцип применим и к другим отраслям
знания. Например, в медицинской практике основным документом
является
«история болезни»,
в которой изучается
патогенез
– причины
возникновения заболевания, механизм его развития, сопутствующие
факторы (наследственность, социальные и профессиональные условия
и т. п.), разрабатывается стратегия лечения.
Объективность.
Очевидно, что полной объективности в понима-
нии истории достичь невозможно. В отличие от природных явлений,
исторический процесс всегда реализуется через сознательную деятель-
ность людей, обладающих определенными взглядами, идеями, интере-
сами. Восприятие истории происходит также через призму психологии