72
Выписанная из-за границы Елизаветой Петровной в качестве невесты
для Петра III, она с самого начала питала больше симпатий к россий-
ской короне, чем к собственному жениху.
Екатерина быстро адаптировалась в России благодаря своим личным
качествам: 1) будучи чистокровной немкой, она, в отличие от Петра,
стремилась стать своей в русской среде, изучала русский язык, тради-
ции, строго соблюдала православные обряды; 2) обладала даром привле-
кать к себе нужных людей, делать их своими сторонниками (вниматель-
но слушала собеседника, помнила имена придворных, дни рождения,
делала подарки и т. д.); 3) Екатерина была европейски образованной,
читала философскую, политическую литературу, сама много писала,
в журналах вела полемику со своими литературными и политическими
оппонентами (Н.И. Новиков); 4) ее отличала чрезвычайная работоспо-
собность, рядом с ней и другие работали так же интенсивно.
Просвещенный абсолютизм Екатерины II.
Правление
Ека-
терины II
(1762–1796)
было эпохой бурной и противоречивой. С одной
стороны, это новая попытка модернизации, стремление продолжить
дело Петра I. С другой – усиление дворянского всевластия, ужесточе-
ние крепостничества.
Модернизация при Екатерине проявилась в форме так называемо-
го «
просвещенного абсолютизма
». Такое название получила политика
некоторых европейских монархов (Иосифа II в Австрии, Фридриха II
в Пруссии, Екатерины II в России) в течение нескольких десятилетий
перед Французской революцией, суть которой заключалась в стрем-
лении ослабить социальные противоречия, сохраняя при этом дво-
рянские привилегии. В основе этой политики – популярные в XVIII в.
идеи французских просветителей. Одна из них была сформулирована
в «
теории естественного права
», т.е. права каждого человека на жизнь,
свободу, собственность.
«Теория
общественного договора
» объясняла
происхождение государства как соглашения между монархом и общест-
вом, признание того, что источником власти является народ. Философы-
рационалисты, убежденные в разумном устройстве природыи общества,
верили в прогресс, особое значение придавали наукам и образованию.
«Просвещенные» монархи изображали свою деятельность как
«союз
королей и философов»
, т. е. монарх – «
философ на троне» –
образован,
просвещен, заботится о благе своего народа, его правление основыва-