Table of Contents Table of Contents
Previous Page  74 / 84 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 74 / 84 Next Page
Page Background

72

Выписанная из-за границы Елизаветой Петровной в качестве невесты

для Петра III, она с самого начала питала больше симпатий к россий-

ской короне, чем к собственному жениху.

Екатерина быстро адаптировалась в России благодаря своим личным

качествам: 1) будучи чистокровной немкой, она, в отличие от Петра,

стремилась стать своей в русской среде, изучала русский язык, тради-

ции, строго соблюдала православные обряды; 2) обладала даром привле-

кать к себе нужных людей, делать их своими сторонниками (вниматель-

но слушала собеседника, помнила имена придворных, дни рождения,

делала подарки и т. д.); 3) Екатерина была европейски образованной,

читала философскую, политическую литературу, сама много писала,

в журналах вела полемику со своими литературными и политическими

оппонентами (Н.И. Новиков); 4) ее отличала чрезвычайная работоспо-

собность, рядом с ней и другие работали так же интенсивно.

Просвещенный абсолютизм Екатерины II.

Правление

Ека-

терины II

(1762–1796)

было эпохой бурной и противоречивой. С одной

стороны, это новая попытка модернизации, стремление продолжить

дело Петра I. С другой – усиление дворянского всевластия, ужесточе-

ние крепостничества.

Модернизация при Екатерине проявилась в форме так называемо-

го «

просвещенного абсолютизма

». Такое название получила политика

некоторых европейских монархов (Иосифа II в Австрии, Фридриха II

в Пруссии, Екатерины II в России) в течение нескольких десятилетий

перед Французской революцией, суть которой заключалась в стрем-

лении ослабить социальные противоречия, сохраняя при этом дво-

рянские привилегии. В основе этой политики – популярные в XVIII в.

идеи французских просветителей. Одна из них была сформулирована

в «

теории естественного права

», т.е. права каждого человека на жизнь,

свободу, собственность.

«Теория

общественного договора

» объясняла

происхождение государства как соглашения между монархом и общест-

вом, признание того, что источником власти является народ. Философы-

рационалисты, убежденные в разумном устройстве природыи общества,

верили в прогресс, особое значение придавали наукам и образованию.

«Просвещенные» монархи изображали свою деятельность как

«союз

королей и философов»

, т. е. монарх – «

философ на троне» –

образован,

просвещен, заботится о благе своего народа, его правление основыва-