76
имела целью увеличение государственных земель для раздачи их
дворянам и т.д. Таким образом, реформы 1775–1785 гг. завершили
процесс формирования сословной структуры российского общества,
сохранившейся до 1917 г.
Культура и образование
.
Со времен Петра российская культура
приобрела светский, открытый характер. При Екатерине этот про-
цесс продолжается в духе идеологии Просвещения. В 1786 г. вслед
за Академией наук (открытой еще при Петре в 1725 г.) учреждается
Российская Академия
во главе со сподвижницей Екатерины графиней
Е. Воронцовой-Дашковой
, занимавшаяся в основном гуманитарными
исследованиями.
Образование при Екатерине носило
сословный характер
. По ее
мнению, должна была сложиться особая порода совершенных людей.
В духе иллюзий европейских просветителей она считала, что для это-
го необходимо создать закрытые учебные заведения, изолированные
от остального общества и всех его пороков. Самый яркий пример тако-
го заведения –
Смольный
институт
благородных девиц
в Петербурге.
Кроме того, были созданы Коммерческие училища для купечества,
Духовные
семинарии для священников и т
.
д
.
В русской литературе, как и в искусстве, господствовал
классицизм
–
оды Г. Державина, сатира Д. Фонвизина, драматургия А. Сумарокова,
живопись Ф. Рокотова, И. Аргунова, Д. Левицкого. Однако к концу
XVIII в. в литературе появляется и новое направление – «
сентимента-
лизм
» (Н.М. Карамзин). В архитектуре происходит последовательная
смена стилей –
барокко, рококо
,
классицизм
.
Возникает
русское Просвещение
–
М.В. Ломоносов,
А.Н. Радищев,
Н.И. Новиков
. В 1765 г. создаётся
Вольное экономическое общество
,
которое вплоть до начала XX в. издавало серию научных работ («Труды
Вольного экономическогообщества»). В Петербурге была открыта
первая общедоступная публичная библиотека. Появились новые му-
зеи, прежде всего,
Эрмитаж
(для основания его коллекции Екатерина
лично приобрела несколько десятков полотен Рембрандта).
Кроме того, именно при Екатерине, в результате освобождения
дворян от несения обязательной военной службы, в России начинает
формироваться новый социальный слой, целиком посвятивший себя
интеллектуальной деятельности –
интеллигенция
.