6
людей – авторов источников и тех, кто их изучает; одно и то же событие
может по-разному оцениваться учеными. Однако историк должен стре-
миться к максимально объективному познанию истории. Недопустима
ее
политизация и идеологизация,
как было в советский период отечест-
венной исторической науки.
Конкретность.
История всегда конкретна. Объектом историче-
ского исследования являются исторические источники – матери-
альные, письменные, – позволяющие достоверно установить фак-
ты, имена, даты. Более детально и глубоко позволяют проникнуть
в суть исторического процесса вспомогательные исторические
дисциплины –
генеалогия, геральдика, нумизматика, палеография
и др. Особое место занимают
источниковедение и историография.
Самостоятельными историческими науками являются
археология и
этнография (этнология).
Методы
(способы) исторического познания:
• идеографический
– описание исторических явлений и событий;
• сравнительный
– сопоставление исторических фактов;
• системный
– раскрытие внутренних механизмов функционирова-
ния и развития общества, установление взаимосвязи и взаимодействия
исторических объектов;
• проблемно-хронологический
– рассмотрение событий, фактов по-
следовательно во времени;
• синхронный
– изучение различных исторических событий, проис-
ходящих в одно и то же время;
• ретроспективный
– последовательное проникновение в прошлое
с целью выявления причины события, реконструкции прошлого;
• типологический
– классификация исторических явлений, собы-
тий, объектов.
2. Основные теории исторического познания
. Как же собствен-
но развивались знания людей об истории, и каковы основные теории
исторического развития?
Зачатки исторических знаний возникают
в античности.
Древне-
греческий мыслитель
Геродот
(V в. до н. э.) – «отец истории». Однако
его «История» содержит еще полумифологические представления.
Боги и судьба определяют исторический процесс.
Более целостный взгляд на историю появился
в средние века
.
Сформировалась церковно-христианская концепция. История раз-