Table of Contents Table of Contents
Previous Page  9 / 84 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 84 Next Page
Page Background

7

вивается от сотворения мира и человека через грехопадение, вплоть

до Страшного Суда и Конца Света, что означает и конец человече-

ской истории. Таким образом, была заложена основа одного из двух

фундаментальных подходов к пониманию исторического процес-

са – идея

линейного (линеарного)

развития, т. е. развития по прямой

линии, когда история имеет точное начало и заранее известный ко-

нец. Правда, христианское понимание истории является

регрессив-

ным

по своей сути.

Линейную концепцию истории развили деятели эпохи

Возрождения

и европейского

Просвещения

. На смену

теологическому

пониманию

исторического процесса (ход истории определяется Богом) приходит

антропоцентризм

– в центре внимания художников и философов-гу-

манистов – человек. Именно мыслители Возрождения (XIV–XVI вв.)

разделили историю на

древний мир, средние века, новое время.

Философы второй половины XVIII в., прежде всего мыслите-

ли французского Просвещения (Вольтер, Дидро, Руссо и др.), за-

ложили основы современной исторической науки. Как и гумани-

сты Возрождения они боролись против средневекового невежества,

но при этом также переняли средневековую идею линейного развития.

Однако просветители ее существенно преобразовали, введя понятие

исторического

прогресса.

История начинается от какого-либо исход-

ного пункта – «закручивания» движения Вселенной Богом (Вольтер),

либо зарождается естественным, материальным путем (Дидро), а затем

общество развивается поступательно, от простого к сложному, от ме-

нее совершенного к более совершенному. Оно становится все более

разумным, вплоть до полного торжества

Разума, Науки, Просвещения

.

При этом никаких отклонений в сторону быть не может. Нет никакого

сверхъестественного вмешательства в развитие общества – все в нем

рационально, логично, объясняется естественными причинами.

Основные черты исторических взглядов просветителей

: 1) идея

исторического прогресса, 2) рационализм, 3) однолинейность развития

общества, 4) европоцентризм, утверждающий, что именно из Европы

цивилизация распространяется по всему миру.

Все эти черты и, одновременно, недостатки восприняли две самые

известные теории линейного развития истории XIX в. –

Г.Ф. Гегеля

и К. Маркса.