4
уметь:
• осуществлять сопоставление морфологических и клинических
проявлений при лимфомах на всех этапах их течения;
• использовать полученные знания о клинико-морфологических
изменениях при лимфомах в процессе общения с коллегами и пациен-
тами;
владеть:
• навыками проведения клинико-анатомического анализа (клинико-
анатомические сопоставления).
КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
В 1832 году Томас Ходжкин описал семерых больных, у кото-
рых наблюдалось увеличение лимфатических узлов и селезёнки, об-
щее истощение и упадок сил. Во всех случаях болезнь имела леталь-
ный исход. Спустя 23 года С. Уилкс назвал это состояние болезнью
Ходжкина, изучив описанные Ходжкином случаи и добавив к ним
11 собственных наблюдений. И хотя в настоящее время исследовани-
ем музейных препаратов доказано, что настоящая болезнь Ходжкина
подтверждена лишь в 3 случаях, роль Томаса Ходжкина в открытии
нового заболевания неоспорима.
Поскольку лимфома Ходжкина была намного более чувствитель-
ной к лучевой терапии, ее диагноз был важен для онкологов и их па-
циентов. Поэтому научные исследования первоначально сосредоточи-
лись на этом заболевании.
В классификации лимфомы Ходжкина длительное время присутство-
вал описательный принцип (размеры клеток, тип роста, структура ядра).
На этом этапе существенный вклад в представления о заболевании внес-
ли русский учёный С.Я. Березовский (1890), венский патологоанатом
К. Штернберг (1989) и американская студентка Дороти Рид (1902).
Попытки классифицировать лимфогранулематоз привели к созда-
нию Джексоном и Паркером (1944, 1947) гистологической классифи-
кации, в которую были включены три варианта : парагранулёма, гра-
нулёма и саркома Ходжкина.