Table of Contents Table of Contents
Previous Page  5 / 124 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 124 Next Page
Page Background

3

Глава 1. ОБЩАЯ ЭМБРИОЛОГИЯ

1.1. Основные понятия и категории эмбриологии.

Развитие эмбриологии как науки

Эмбриология – это наука о зародышевом (внутриутробном) раз-

витии

организма

. В пределах программы подготовки врача приня‑

то изучать эмбриональное развитие хордовых животных, и в первую

очередь – человека. Все индивидуальное развитие организма обозна‑

чается термином

онтогенез

. В свою очередь онтогенез можно под‑

разделить на два периода. Ранние сроки развития принято обозна‑

чать как

пренатальный период онтогенеза

. В этот период млекопи‑

тающие, человек и некоторые другие живородящие животные разви‑

ваются в организме (утробе) матери и его также называют

внутри-

утробным периодом

развития. Внутриутробный период онтогене‑

за чрезвычайно сложный и крайне интересный, когда из одной клет‑

ки (зиготы) образуется многоклеточный организм с множеством спе‑

циализированных, тесно взаимодействующих между собой клеток.

Этот срок полон драматических перипетий с перемещениями, массо‑

вой гибелью и размножением клеток, еще не полностью изученный

и до сих пор приносящий немало открытий при изучении механизмов

происходящих событий.

Второй период онтогенеза

– постнатальный

. Постнатальный, в от‑

личие от пренатального периода, гораздо более длительный, охватыва‑

ет активное существование организма во внешней среде. У млекопита‑

ющих постнатальный период объединяет жизнь животного после рож‑

дения до его старения и гибели. Для биологов, интересующихся про‑

блемами формирования органов, дифференцировки клеток и их нару‑

шений, этот период напоминает «тихую заводь» по сравнению с «бур‑

ными потоками» развития тканей, органных и клеточных систем.

Развитие эмбриологии.

Эмбриология как научная дисципли‑

на имеет давнюю историю. Первые медицинские эмбриологиче‑

ские наблюдения были сделаны еще Гиппократом в IV веке до на‑

шей эры, но лишь в последние 10–15 лет наука стала способной отве‑

тить на многие из бесчисленных вопросов о том, как формируются те

или иные клеточные системы и организм в целом. Но и в настоящее