3
ВВЕДЕНИЕ
Целью компетентностного подхода в образовании является
преодоление разрыва между теоретическими знаниями и практической
деятельностью, необходимость практико-ориентированного обучения.
На первом курсе медицинского вуза, когда будущий врач
только получает основы медицинских знаний, эта возможность
достигается с помощью решения практических ситуационных задач.
Подготовленные сотрудниками кафедры биологии с экологией задачи
описывают врачебные ситуации. Студенты, обсуждая конкретные
клинические примеры историй болезни, учатся логически мыслить,
обрабатывать и анализировать как общебиологические закономерности
распространения паразитарных болезней, так и данные клинико-
лабораторных исследований.
Необходимость углублённого изучения предмета диктуется
определенными положениями:
• Паразитология в начале ХХI века переживает важный этап
своего развития. Возникли новые эпидемиологические проблемы,
связанные с паразитарными аспектами глобального изменения
климата – происходит экспансия новых видов хозяев и паразитов,
широкое распространение паразитарных и инфекционных болезней,
передаваемых паразитами-переносчиками. В связи с этим встают
вопросы подготовки новой генерации специалистов-паразитологов.
• По числу больных (20 млн ежегодно) паразитарные заболевания
в России уступают только острым респираторным инфекциям.
Экспертная оценка ВОЗ свидетельствует, что по числу больных
гельминтозы стоят на 3-м месте, а малярия – на 4-м месте среди
всех наиболее значимых инфекционных и паразитарных болезней.
Эти болезни Постановлением Правительства Российской Федерации
№715 от 1 декабря 2004 г. включены в Перечень заболеваний,
представляющих опасность для окружающих.
• Изменениеклимата, связанное спотеплениемнаУралеивСибири,
способствует росту численности таёжных клещей – как следствие,
увеличивается заболеваемость населения клещевым энцефалитом,
Лайм-боррелиозом, что актуально и для нашей республики.