93
Тема 13. ПРОЦЕССЫ АДАПТАЦИИ
ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА
Студент должен
знать:
сущность и основные закономерности процессов приспособления;
▪▪ основные виды приспособительных процессов, принципы их
классификации;
▪▪ этиологию, патогенез, морфогенез процессов адаптации, их зна-
чение для организма;
▪▪ характерные изменения органов при важнейших процессах адаптации;
▪▪ основные медицинские термины, отражающие процессы адап-
тации.
Студент должен
уметь:
▪▪ описать морфологические изменения изучаемых макропрепаратов
и микропрепаратов и сопоставить морфологические и клинические
проявления процессов приспособления на всех этапах их развития;
▪▪ на основании описания изучаемых изменений сделать заключе-
ние о характере патологического процесса и его значении для человека.
Студент должен
владеть
:
▪▪ навыками морфологической диагностики процессов адаптации
на микро- и макроскопическом уровнях;
▪▪ навыками проведения клинико-анатомических сопоставлений
при процессах адаптации.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Процесс приспособления организма к окружающей среде идет с
момента рождения непрерывно – ежечасно, ежеминутно и даже еже-
секундно. Организму приходятся приспосабливаться к колебаниям
температуры, атмосферного давления, влияниям, радиации, микро-
организмов, факторов питания, к бесконечному разнообразию психо-
логических, социальных и других воздействий.
Суть приспособления состоит в том, что организм под влиянием
внешних воздействий так меняет интенсивность, ритм и характер про-
текающих в нем процессов, что основные показатели его внутренней