5
длительность, течение, частота обострений. Состояние зрения. Если
есть жалобы на боли в сердце, необходимо расспросить больного об
их характере, длительности, локализации, с чем они связаны и от при-
ема каких препаратов проходят.
Из истории жизни – вес при рождении, вес в детстве, перенесен-
ные заболевания (контакт с туберкулезными больными). Характер
питания. Наследственность – наличие больных СД среди близких
родственников.
При объективном исследовании особое внимание обратить на массу
тела (рассчитать индекс массы тела, измерить объем талии), состояние
кожи (ксантоматоз, рубеоз, пигментация кожи голеней – «пятнистая»
голень, румянец щек, наличие расчесов, гнойничков, фурункулов или
рубцов после перенесенных фурункулов). Наличие отеков, их локали-
зация, консистенция. Обратить внимание на возможный запах ацетона
в выдыхаемом воздухе. В остальном – по схеме истории болезни.
Предварительный диагноз ставится на основании жалоб больного,
истории развития заболевания, его течения и объективных данных.
Для окончательного диагноза следует изложить план исследования,
получить лабораторные данные и провести дифференциальный диаг-
ноз: а) с заболеваниями, имеющими сходную симптоматику – несахар-
ный диабет, «почечный» диабет, ренальная глюкозурия, алиментарная
гипергликемия; б) с вторичным диабетом при акромегалии, синдроме
Иценко – Кушинга, феохромоцитоме и т. д.
Следует установить тип диабета и течение заболевания, нали-
чие осложнений.
Перечень практических навыков,
которыми студент обязан овладеть при изучении темы
1. Выявлять симптомы и синдромы, позволяющие заподозрить на-
личие у больного СД.
2. По данным анамнеза выявлять факторы риска СД.
3. Выявлять при объективном исследовании изменения, свидетель-
ствующие о нарушении трофики тканей и углеводного обмена.
4. Назначать дополнительные методы исследования больным СД.
5. Определять сахар и ацетон в моче (качественные реакции).
6. Знать методику исследования гликемического профиля, уметь
оценить его результаты.