14
ПЗО глазного яблока, явно прослеживающаяся в ходе постна-
тальной эмметропизации, с наступлением образовательного
периода и интенсивных зрительных нагрузок ощутимо теряет
свое значение. Достаточно отметить, что само начало форми-
рования и развития приобретенной миопии уже сопровожда-
ется постепенно увеличивающимся МД. Его тормозящая роль
блокируется конвергенционными нагрузками и сопряженным
с ним рефлекторным напряжением цилиарной мышцы.
Адаптационная теория миопии
Таким образом, можно считать общепринятым то, что
на процесс рефрактогенеза, и, в частности, на развитие при-
обретенной миопии влияют, как генетические факторы, так
и факторы окружающей внешней среды. Очевидно, что не-
смотря на генетическую направленность, процесс рефракто-
генеза носит выраженный адаптивный характер к условиям
внешней среды и, в первую очередь, к условиям зрительных
нагрузок.
Так, генотипическая адаптация регулируемая наслед-
ственными кодами, в процессе рефрактогенеза наиболее
ярко проявляет себя в период постнатальной эмметропиза-
ции. Конечной целью генотипической адаптации является
формирование рефракции, обеспечивающей одинаково вы-
сококачественное зрение от дали до близко расположенных
зрительных стимулов. Основным механизмом регулирова-
ния роста глазного яблока в данный период является поло-
жение заднего фокуса относительно сетчатки.
Однако в современном мире произошло стремительное
изменение формата зрительных нагрузок, связанных с на-
растанием интенсивности и качества как обучающих, так
и производственных технологий, изменением баланса зри-
тельных нагрузок в пользу напряженных работ в режиме
близкого зрения. Соответственно происходят изменения и в
механизмах фенотипической (индивидуальной) адаптации.