15
3. Что означают понятия «простые белки», «сложные белки»? Ка‑
кие классы сложных белков вам известны? В чём их биологическая
роль?
4. Приведите примеры полисахаридов. Какова их роль в жизни
клетки?
5. Что означает термин «жирорастворимые витамины»? Какие ви‑
тамины относятся к этой группе? Какова их роль в клетке?
6. Проиллюстрируйте конкретными примерами единство катабо‑
лических и анаболических процессов в клетке.
7. Какие группы организмов выделяют по характеру ассимиляции?
Диссимиляции?
8. Физико-химические свойства протоплазмы. Истинные и колло‑
идные растворы. Протоплазма как биоколлоид.
Терминологический самоконтроль
Заполните пропуски в следующих утверждениях:
А) компоненты цитоплазматического аппарата эукариотической
клетки – *** (***), *** и ***.
Б) цитозоль в химическом плане представляет собой *** раствор,
характеризующийся активными и постоянными изменениями агре‑
гатного состояния – ***-*** переходами.
В) поток энергии у представителей разных групп организмов обе‑
спечивается механизмами энергоснабжения – ***, фото- или хемосин‑
тезом, дыханием.
Г) центральная роль в биоэнергетике клеток животных принад‑
лежит *** (***)
обмену. Он включает реакции расщепления низкока‑
лорийного органического «топлива» в виде ***, ***, ***, а также ис‑
пользование выделяемой энергии для образования высококалорийно‑
го клеточного «топлива» в виде ***.
Д) в связи с неполным (в отсутствие кислорода) окислением глюко‑
зы в процессе *** для нужд клетки извлекается не более 10% энергии.
Е) биосинтез белка, образование гликогена, биосинтез жиров
в клетке – примеры процессов *** (***). Они невозможны без энергии
АТФ, источником которой являются процессы *** (***).
Ж) большинство биохимических реакций в клетке происходит под
контролем белковых катализаторов – ***, активность которых зависит
от температуры, кислотности и концентрации солей в клетке.