21
Получены данные о температуре денатурации ДНК, выделенной
из разных объектов:
Staphylococus aureus
– 83 °
C
; клетки тимуса телен‑
ка – 86 °
C
;
Escherichia coli
– 91 °
C
;
Brucella abortis
– 93 °
C
;
Streptomyces
griseus
– 98 °
C
. Проведите расчёты процентного содержания гуани‑
на и цитозина в образцах ДНК. Постройте в альбомах график зависи‑
мости температуры плавления ДНК от содержания гуанина и цито‑
зина. Объясните с позиций химического строения азотистых основа‑
ний ДНК влияние нуклеотидного состава на температуру денатура‑
ции. Как можно использовать полученные данные?
Решение задач
Задача № 1.
Британскими учёными высказано предположение
о возможности существования клетки с одноцепочечными ДНК. Что
вы думаете по этому поводу? Приведите аргументы «за» и «против».
Задача № 2.
Скорость синтеза ДНК составляет 0,5 мкм/мин. Рас‑
считайте время, необходимое для репликации всей ДНК клетки чело‑
века, приняв её общую длину за 2 метра. Как можно объяснить, что
в реальности время репликации составляет в среднем 9 часов?
Задача № 3.
Долгое время носителями наследственной информа‑
ции считали белки. Как вы думаете, какими аргументами при этом
руководствовались учёные? В чём вы видите достоинства и недостат‑
ки белковой молекулы как носителя наследственной информации?
Задача № 4.
Математик фон Нейман оценил сложность элементар‑
ной самовоспроизводящейся системы в 1 млн бит. Рассчитайте, ка‑
кой длины ДНК потребуется для записи такого количества инфор‑
мации, если принять информационную ценность каждого основания
в 2 бита. Соотнесите полученные размеры ДНК с размером «мини‑
мального генома».
Занятие 3. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЯДРА
Цель занятия:
получить знания о молекулярной организации ин‑
терфазного ядра и его компонентов.
Задачи занятия:
1. Рассмотреть молекулярную организацию и функции компонен‑
тов интерфазного ядра.
2. Изучить уровни упаковки ДНК в ядре.
3. Изучить динамику наследственного материала в митотическом
цикле клетки.