25
Задача № 4.
У мужчины, многие годы курящего трубку, обнаружили
опухолевидное образование на верхней губе. При гистологическом ис‑
следовании найдены клетки с увеличенными полиморфными ядрами,
контуры ядерной мембраны изрезаны, структура ядра изменена, увели‑
чено относительное содержание гетерохроматина (неактивная ДНК),
выявляются разнообразные включения. Отмечено также увеличение
размеров ядрышек и их количества, уменьшение числа пор в ядерной
мембране. Как вы считаете, положительный или отрицательный про‑
гноз в отношении малигнизации опухоли можно ожидать?
Занятие 4. ГЕНЫ
Цель занятия:
получить знания по основам молекулярной генетики,
необходимые для понимания механизмов хранения и передачи наслед‑
ственной информации на клеточном уровне организации биосистем.
Задачи занятия:
1. Знать определения понятия «ген» с биологической и химической
позиций.
2. Знать классификации генов.
3. Уяснить особенности организации наследственного аппарата
про- и эукариот на молекулярном уровне.
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Вопросы по теме занятия:
1. Определение понятия «ген». Свойства гена.
2. Отличия в организации наследственного аппарата у прокариот
и эукариот.
3. Структурно-функциональная классификация генов.
4. Мобильные гены, онкогены, антионкогены, псевдогены.
5. Мультигенные семейства: определение, виды. Глобиновые гены
как пример мультигенного семейства.
6.
HLA
-система, её характеристика и значение.
Ключевые слова и понятия
Ген, цистрон, рекон, мутон, наследственная информация, уникаль‑
ные и повторяющиеся последовательности, гены-регуляторы, гены-
модуляторы, структурные гены, энхансеры, сайленсеры, мультиген‑
ное семейство, генный кластер,
HLA
-система, мобильные гены, транс‑
позоны, онкогены, антионкогены, псевдогены.