27
и β-глобинов. Зарисуйте. Запишите в виде формулы состав эмбрио‑
нального, плодного и взрослого гемоглобинов человека.
Работа№2.
Зарисуйте «Схему строения
НLA
-системы». Обозначь‑
те гены, которые входят в её состав, и их функциональное значение.
Работа № 3. Проверка знаний и умений при решении задач:
1. Укажите порядок нуклеотидов в цепочке ДНК, образующейся
в результате редупликации цепочки -АТЦЦГАТТГЦЦАТГА-.
2. Определите процентное соотношение всех нуклеотидов в моле‑
куле ДНК, если адениловых нуклеотидов 20%.
3. Какую длину имеет молекула ДНК, состоящая из 1825 пар ну‑
клеотидов, если один нуклеотид в цепочке ДНК занимает 0,34 нм?
4. В гене аденина 20%, гуанина 900 оснований. Сколько в нём ти‑
мидиловых нуклеотидов (абсолютное количество)? Можно ли опреде‑
лить длину гена?
Занятие 5. ПЕРЕДАЧА ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В КЛЕТКЕ.
БИОСИНТЕЗ БЕЛКА
Цель занятия:
получить знания по основам молекулярной генети‑
ки, необходимые для понимания механизмов хранения и передачи на‑
следственной информации на клеточном уровне организации биоси‑
стем.
Задачи занятия:
1. Изучить этапы, процессы и стадии биосинтеза белка.
2. Знать особенности протекания транскрипции и трансляции
у про- и эукариотических организмов.
3. Уметь построить молекулу иРНК на ДНК-матрице; определить
последовательность аминокислот в белке, если известна последова‑
тельность нуклеотидов в гене.
4. Освоить и закрепить умение решать задачи по молекулярной ге‑
нетике.
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Вопросы по теме занятия:
1. Центральная догма молекулярной биологии.
2. Биосинтез белка: этапы, процессы, стадии.
3. Транскрипция, её стадии. Отличия транскрипции у про- и эука‑
риот.