30
А) напишите последовательность аминокислот α-цепи инсулина,
колинеарную данной иРНК. Укажите направление трансляции;
Б) напишите последовательность кодирующих нуклеотидов фраг‑
мента гена инсулина, в котором записана информация о первичной
структуре α-цепи инсулина; укажите направление транскрипции
с данного фрагмента ДНК.
2. Белок Б – мономер. Ген, кодирующий его, включает 5 интро‑
нов по 10 тысяч пар нуклеотидов и 4 экзона по 270 пар нуклеотидов.
Сколько нуклеотидов входит в состав кодирующей зоны иРНК этого
белка и сколько он включает аминокислотных остатков?
3. Сколько аминокислот в белке, если в гене, который его кодиру‑
ет, содержится по 200 адениловых и тимидиловых нуклеотидов, а гу‑
аниловых 400?
4. Возбудитель СПИДа – ретровирус, наследственная информация
у него записана в РНК, состоящей из 9193‑х нуклеотидов, в которых
закодирована первичная структура трёх белков оболочки вируса. Пе‑
речислите основные этапы реализации наследственной информации,
закодированной в РНК вируса СПИДа; одновременно укажите основ‑
ные ферменты, катализирующие эти этапы.
5. Из смеси рибонуклеотидов Г и Ц в относительных концентраци‑
ях 2:3 синтезирован полирибонуклеотид. Определите количественное
соотношение аминокислот в полипептиде, синтезированном на этом
полирибонуклеотиде в неклеточной системе.
6. Фрагмент белковой молекулы начинается со следующих ами‑
нокислот: -лейцин-аспарагин-глутамин-фенилаланин-валин-аланин-
серин-глицин-. Напишите последовательность нуклеотидов в молеку‑
ле ДНК, кодирующей этот белок. Можно ли дать однозначный ответ?
Объясните.
Занятие 6. РЕГУЛЯЦИЯ БИОСИНТЕЗА БЕЛКА
Цель занятия:
получить знания по генетическому контролю
и негенетическим факторам регуляции процессов биосинтеза белка
на клеточном уровне организации биосистем.
Задачи занятия:
1. Знать понятия «оперон» и «транскриптон» как единицы регуля‑
ции биосинтеза белка.
2. Знать виды регуляции и факторы, влияющие на биосинтез белка.