33
2. Сложный белок состоит из четырёх полипептидных цепей, ко‑
личество аминокислот в них: 776, 134, 162, 148. Какова длина гена, ко‑
дирующего данный белок, если его функциональная часть содержит
372 нуклеотида? Объясните.
3. В состав гена входит 20% аденина. Сколько в нём тимина (абсо‑
лютное количество), если белок, кодируемый этим геном, включает
400 аминокислот? Объясните. Какова длина участка молекулы ДНК,
если его регуляторная часть состоит из 300 пар нуклеотидов?
4. В одной цепи ДНК содержится тимина – 40%, гуанина – 20%,
аденина – 28%, цитозина – 12%. Сколько аминокислотных остатков
включает кодируемый белок, если всего в ДНК содержится 408 аде‑
ниловых нуклеотидов? Объясните.
Занятие 7. ГЕНОМ ЧЕЛОВЕКА.
ГЕНОМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ГЕНОМИКА
Цель занятия:
получить представления о геноме человека и мето‑
дах его изучения.
Задачи занятия:
1. Знать способы изучения генома человека и его краткую характе‑
ристику в отношении объёма генетического материала.
2. Изучить методы построения карт хромосом и использовать эти
знания для решения генетических задач.
3. Ознакомиться с методами генодиагностики и приемами геноте‑
рапии.
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Вопросы по теме занятия:
1. Методы анализа ДНК.
2. Физические карты хромосом, способы их построения, разреша‑
ющая способность.
3. Методы ДНК-диагностики.
4. Генотерапия. Методы генетической трансфекции в генной тера‑
пии. Векторные системы.
5. Программа «Геном человека».
6. Геномика. Транскриптомика. Протеомика.
Ключевые слова и понятия
Рестрикционные, химические, секвенсовые карты хромосом, ге‑
нетический вектор, перенос генов, позиционное клонирование, гене‑