44
в альбоме, соблюдая цветовую гамму. В нейронах обозначьте ядро,
аппарат Гольджи. Также изобразите в альбоме схему электронно-
микроскопического строения пластинчатого комплекса.
Работа № 3.
Рассмотрите на малом, затем на большом увеличении
постоянные микропрепараты:
1) «Включения гликогена в клетках печени аксолотля» (окраска
кармином-гематоксилином). Зарисуйте 2–3 гепатоцита (клетки пе‑
чени) в альбоме, соблюдая цветовую гамму. Обозначьте ядро (фиоле‑
товое), цитоплазму, гранулы гликогена (розовые);
2) «Жировые включения в клетках печени аксолотля» (окраска
осмиевой кислотой и сафранином). Зарисуйте 2–3 гепатоцита в аль‑
боме. Обозначьте ядро (красное), цитоплазму, капли жира (черные).
Работа № 4.
Рассмотрите на малом, затем на большом увеличе‑
нии постоянный микропрепарат «Секреторные включения в клетках
кожи аксолотля» (окраска гематоксилином-эозином). Зарисуйте одну
из клеток, содержащих включения. Сделайте вывод о функциональ‑
ном значении этого типа клеток в коже амфибий.
Решение задач
Задача № 1.
Известно, что свободные рибосомы синтезируют белки
для нужд самой клетки, а рибосомы гранулярной ЭПС продуцируют бел‑
ки «на экспорт», для нужд макроорганизма. Как в таком случае объяснить
наличие гранулярной ЭПС у одноклеточных грибов и простейших?
Задача № 2.
Удалось обнаружить генную мутацию, в результате
которой белок, предназначенный для выведения за пределы клетки,
стал накапливаться в цитозоле. При этом последовательность амино‑
кислот и третичная структура белка, а также его активность, остались
без изменений. Как можно объяснить такой результат мутации?
Задача № 3.
Предположим, некий фактор вызвал разрушение мем‑
бран лизосом. Произойдёт ли самопереваривание клетки?
Занятие 10. ЦИТОСКЕЛЕТ. МОЛЕКУЛЯРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
КЛЕТОЧНОЙ ПОДВИЖНОСТИ. МЕЖКЛЕТОЧНЫЕ КОНТАКТЫ
Цель занятия:
получить представления о строении, составе
и свойствах цитоскелета, о его участии в формировании межклеточ‑
ных контактов и движении клетки.
Задачи занятия:
1. Изучить молекулярную организацию и функции основных ком‑
понентов цитоскелета.