57
4. Как изменится структура полипептида, если в ДНК:
-ГТТТТГГТААТАЦГА- произойдёт выпадение пятого нуклеотида?
Выпадение 1‑го нуклеотида? Транзиция в 1‑м триплете?
5. В последовательности нуклеотидов ААCТGGCАТААCGC про‑
изошло выпадение 9‑го нуклеотида, а 13‑й нуклеотид был заменён
на тимин. Запишите мутации согласно общепринятой номенклатуре.
К какому типу их можно отнести?
6. Расшифруйте следующую запись: [23–24
ins
AT; 59G→А]. В ка‑
ком случае проявится патология, если ген отвечает: а) за аутосомно-
доминантное заболевание; б) за аутосомно-рецессивное заболевание?
7. Запишите последовательность нуклеотидов (18–21) в цепочке мо‑
лекулы ДНК, постройте иРНК, определите последовательность ами‑
нокислот в белке. Вычеркните какой-либо нуклеотид в цепочке ДНК,
снова постройте иРНК и определите последовательность аминокис‑
лот. В каком случае белок будет изменяться больше всего: если вычер‑
кнуть один нуклеотид, 3 нуклеотида рядом или 3 нуклеотида, распо‑
ложенные в разных местах? Как называется такой вид мутации?
Занятие 14. МОЛЕКУЛЯРНЫЕ БОЛЕЗНИ
Цель занятия:
получить знания о механизмах развития, симптома‑
тике, диагностике и профилактике генных (молекулярных) болезней.
Задачи занятия:
1. Знать классификацию генных болезней, их фенотипические про‑
явления.
2. Уяснить принципы диагностики и профилактики молекулярных
болезней.
3. Ознакомиться с методами генной терапии, применяемой для ле‑
чения молекулярных болезней.
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Вопросы по теме занятия:
1. Клеточная медицина и клеточные технологии.
2. Причины и механизмы возникновения генных болезней.
3. Классификация генных болезней.
4. Диагностика молекулярной патологии.
5. Профилактика генной патологии.
6. Принципы терапии наследственной патологии.