6
Работа № 5.
Зарисуйте в альбомах схему строения эукариотиче‑
ской животной клетки по данным электронной микроскопии.
Решение задач
Задача № 1.
Рассчитайте разрешающую способность светового ми‑
кроскопа по формуле
0,61×λ
d =
,
n×sin
α
где λ – длина волны применяемого света,
n
– коэффициент преломления среды меж‑
ду линзой объектива и объектом, α – угол отклонения лучей от оптической оси;
n×sin
α – численная апертура объектива, характеризующая светособирающую спо‑
собность линз.
Для обычных («сухих») объективов апертура не превышает 1,
а для иммерсионных может достигать 1,4. Величина λ лежит в пре‑
делах 0,4 (фиолетовая часть спектра) – 0,7 (темно-красная часть спек‑
тра) мкм: а) при использовании обычного объектива и длине волны
0,6 мкм (600 нм); б) при использовании иммерсионного объектива
и длине волны 0,4 мкм (400 нм).
Задача № 2.
Рассчитайте общее увеличение светового микроско‑
па, оснащённого:
а) окуляром ×7, объективом ×8;
б) окуляром ×15, объективом ×40;
в) окуляром ×10, объективом ×90. Удастся ли выявить новые детали
изображения, если применить окуляр ×15? Объясните.
Задача № 3.
Рассчитайте разрешающую способность электронного
микроскопа по формуле, приведённой в задаче № 1, при длине волны
0,05 Ǻ (0,005 нм) и апертуре объектива 0,001525.
Занятие 2. ОБЩИЙ ПЛАН СТРОЕНИЯ КЛЕТКИ.
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЯДРА И ОРГАНЕЛЛ
Цель занятия:
изучить общий план строения клетки, классифика‑
цию и структурно-функциональную характеристику органелл, стро‑
ение и функции ядра.
Задачи занятия:
1. Знать основные положения клеточной теории.
2. Уметь доказать справедливость положений клеточной теории
и подтвердить их конкретными примерами.
3. Знать отличия и сходство прокариотических и эукариотических
клеток.