7
4. Уметь различать растительную и животную клетки на микро‑
препаратах и электроннограммах.
5. Научиться классифицировать органеллы по морфологическим
и функциональным критериям.
6. Получить представление о структуре и основных функциях кле‑
точного ядра.
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Вопросы по теме занятия:
1. Клетка – элементарная биологическая система, основная форма
организации живой материи.
2. Основные положения клеточной теории.
3. Прокариотические и эукариотические клетки: структурно-
функциональные и эволюционные отличия. Гипотезы происхожде‑
ния эукариот.
4. Общий план строения эукариотической клетки.
5. Классификации и характеристика органелл.
6. Цитозоль. Принцип компартментализации клеточного объёма.
7. Структурные компоненты ядра.
8. Роль ядра в жизнедеятельности эукариотической клетки.
9. Классификация клеточных включений.
Ключевые слова и понятия
Клеточная теория, прокариотическая клетка, эукариотическая
клетка, протоплазма, цитолемма, цитоплазма, цитозоль, ядро, карио‑
лемма, кариоплазма, ядрышко, хроматин, ядерно-цитоплазматическое
отношение, органелла, компартментализация, митохондрия, лизосо‑
ма, пероксисома, аппарат Гольджи (пластинчатый комплекс), эндо‑
плазматическая (цитоплазматическая) сеть гранулярная и агрануляр‑
ная, рибосома, цитоскелет, микротрубочки, промежуточные фила‑
менты, микрофиламенты, клеточный центр, включения.
Вопросы для самоконтроля:
1. Почему именно клетка является элементарной структурно-
функциональной единицей живых систем?
2. Докажите эволюционную взаимосвязь растительной и живот‑
ной клеток.
3. Дайте определение понятиям «органеллы» и «включения». В чём
заключаются их принципиальные отличия?