Table of Contents Table of Contents
Previous Page  6 / 102 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 102 Next Page
Page Background

4

Тема 1.

ВВЕДЕНИЕ.

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПАТОФИЗИОЛОГИИ

Цель:

изучить задачи, методы, основные разделы патофизиологии.

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Предмет и задачи патофизиологии. Её место в системе высшего медицинского

образования. Разделы патофизиологии.

2. Методы патофизиологии. Основные методы моделирования болезней и пато‑

логических процессов.

3. Основные научные школы патофизиологии в России.

4. Проанализируйте логические структуры по теме (рис. 1, 2).

Патофизиология

(от греч.

pathos

– болезнь, страдание,

physis

– природа,

logos

– наука)

 –

это наука о жизнедеятельности больного организма. Пато‑

физиология – наука экспериментальная, фундаментальная, интегративная.

Первую кафедру патологической физиологии в России основал В. В. Па‑

шутин в Казанском университете (1874), тогда она называлась кафедрой об‑

щей и экспериментальной патологии. Он же в 1879 г. создал подобную ка‑

федру в Петербургской медико-хирургической академии. По материальной

базе научных исследований и экспериментальных учебных демонстраций

руководимая им кафедра была одной из лучших в Европе. Основные дости‑

жения в этот период (1879–1911): создание первой в мире лаборатории экспе‑

риментальной патологии, в которой патогенез болезней изучали с использо‑

ванием патофизиологического экспериментального метода; выявление об‑

щих закономерностей развития гипоксии, голодания, гипотермии; внедре‑

ние в преподавание метода демонстрации экспериментальных моделей пато‑

логии; окончательное оформление патофизиологии как самостоятельной об‑

ласти медицинских знаний и науки (мировой приоритет).

В Москве кафедра общей патологии, где в преподавании дисциплины

также широко использовался патофизиологический подход, была организо‑

вана в 1879 г. А. Б. Фохтом. Заслугой А. Б. Фохта является создание Институ‑

та экспериментальной патологии при медицинском факультете Московско‑

го университета (ныне Московская медицинская академия им. И.М. Сечено‑

ва) и Высших женских курсов (ныне Российский государственный медицин‑

ский университет).

В развитие патофизиологии большой вклад внесли такие ученые, как

В. В. Подвысоцкий (1856–1913), И. И. Мечников (1845–1916), А. А. Богомо‑

лец (1881–1960), Н. Н. Сиротинин (1896–1977), Н. Н. Аничков (1885–1964),