10
АУДИТОРНАЯ РАБОТА
Теоретическая часть занятия
Ответьте на вопросы преподавателя по теме занятия.
Практическая часть занятия
Выполните описанные ниже лабораторные работы и решите задачи.
Оборудование занятия
Таблицы по теме занятия, раздаточный материал (слайды, схемы, графи‑
ки, рисунки), муляжи, микроскопы (МБУ, Биолам, МБС‑9) лупы, постоян‑
ные препараты по теме.
Лабораторные работы
Работа № 1.
Рассмотрите схемы и сделайте обозначения этапов гастру‑
ляции в «Рабочей тетради».
Работа № 2.
«Первичная полоска. Зародыш цыпленка (поперечный срез)».
Рисунок см. в «Рабочей тетради», сделайте обозначения:
1 – эктодерма; 2 – темное поле (
area opaca
); 3 – первичная бороздка; 4 –
зачаток хорды; 5 – энтодерма; 6 – мезодерма
При малом увеличении срез представляет собой тонкую полоску с утол‑
щением в ее средней части – это и есть область первичной полоски. Надо
ориентировать объект так, чтобы широкий клеточный слой с небольшим
углублением располагался сверху.
При большом увеличении видно, что в периферических участках среза
клетки верхнего слоя невысокие, и высота их увеличивается по мере при‑
ближения к центру: они становятся кубическими, а затем столбчатыми в об‑
ласти первичной полоски. Скопление клеток вверху – это первичная поло‑
ска, а углубление в ней – первичная бороздка. Клетки в области первичной
бороздки располагаются рыхло и имеют булавовидную форму. По обе сторо‑
ны от первичной полоски зародышевый материал разделен на зародышевые
листки – мощную поверхностно расположенную многослойную эктодерму;
находящуюся на желтке тонкую однослойную кишечную энтодерму; и ле‑
жащую между ними рыхлую мезодерму.
Работа № 3.
«Зародыш форели с желточным мешком».
Рассмотреть препарат, найти следующие части, сделать обозначения:
1 – хорда, 2 – нервная трубка, 3 – сомиты, 4 – первичная кишка.
Стенка желточного мешка: 5 – энтодерма, 6 – висцеральный листок мезо‑
дермы. Другие листки: 7 – париетальный листок мезодермы, 8 – эктодерма.
Работа № 4.
«Тотальный препарат – закладка первичной бороздки у цы‑
пленка».
Рисунок см. в «Рабочей тетради».