3
Час работы научит больше, чем день объяснения…
Жан-Жак Руссо
ВВЕДЕНИЕ
Обеспечение системы здравоохранения квалифицированными медицин‑
скими кадрами – стратегическое направление государственной политики Рос‑
сийской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.
№ 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохра‑
нения»). На протяжении многих лет студенты медицинских образовательных
учреждений России приобретали свои практические умения урывками, рабо‑
тая с больными и изучая теоретический материал. Зачастую пациенты отказы‑
вались взаимодействовать со студентами, интернами, проявляя озабоченность
качеством оказываемой им медицинской помощи. Вместе с тем, для студен‑
тов не были созданы условия для получения практических навыков и умений.
Процессы модернизации отечественного образования, регламенти‑
рованные вступившим в силу с 1 сентября 2013 г. Федеральным законом
от 29.12.2012 г. №373‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в полной
мере затрагивают и систему подготовки медицинских кадров. Одним из важ‑
ных направлений в формировании профессиональных компетенций врача
является симуляционная практика обучающихся, включающая отработку ма‑
нуальных навыков на виртуальных тренажерах и симуляторах (Приказ Ми‑
нобрнауки России от 08.11.2010 г. № 1118 «Об утверждении и введении в дей‑
ствие Федерального государственного образовательного стандарта высшего
профессионального образования по направлению подготовки (специально‑
сти) 060101 «Лечебное дело» (Квалификация (степень) «Специалист»). Кроме
того, существующий в нашей стране порядок участия обучающихся по основ‑
ным профессиональным образовательным программам и дополнительным
профессиональным программам в оказании медицинской помощи гражда‑
нам и в фармацевтической деятельности, утвержденный приказом Минздрава
России от 22.08.2013 г. № 585 н, предписывает, что к участию в оказании ме‑
дицинской помощи гражданам допускаются только обучающиеся, имеющие
практические навыки в оказании медицинской помощи гражданам, в том числе
приобретенные на моделях (симуляторах) профессиональной деятельности.
Внедрение симуляционных методов обучения в практику подготовки врача
в настоящее время является жизненной необходимостью и утверждено закон‑
ными актами. Согласно приказу Минздравсоцразвития от 15.01.2007 г. «К уча‑
стию в оказании медицинской помощи гражданам допускаются студенты