6
• критерии диагноза различных заболеваний;
• особенности организации и объем работы врача амбулаторно-поликли-
нического звена, современные диагностические возможности поликлиниче‑
ской службы, методы проведения неотложных мероприятий, показания для
плановой госпитализации больных;
• методы лечения и показания к их применению; механизм лечебного дей‑
ствия лечебной физкультуры и физиотерапии, показания и противопоказания
к их назначению, особенности их проведения.
В процессе обучения студенты должны усвоить следующие практические
умения:
• участие в организации и оказании лечебно-профилактической и сани-
тарно-противоэпидемической помощи населению с учетом его социально-
профессиональной (включая профессиональные занятия спортом) и возраст-
но-половой структуры;
• выполнение профилактических, гигиенических и противоэпидемиче‑
ских мероприятий;
• определение статуса пациента: сбор анамнеза, проведение опроса паци‑
ента и/или его родственников, физикального обследования пациента (осмотр,
пальпация, аускультация, измерение артериального давления, определение
свойств артериального пульса и т. п.); оценку состояния пациента для приня‑
тия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи; проведе‑
ние первичного обследования систем и органов: нервной, эндокринной, им‑
мунной, дыхательной, сердечно-сосудистой, крови и кроветворных органов,
пищеварительной, мочевыделительной, репродуктивной, костно-мышечной
и суставов, глаза, уха, горла, носа;
• оценку социальных факторов, влияющих на состояние физического
и психологического здоровья пациента: культурные, этнические, религиоз‑
ные, индивидуальные, семейные, социальные факторы риска (безработица,
насилие, болезнь и смерть родственников и пр.);
• планирование объема дополнительных исследований в соответствии
с прогнозом болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного ре‑
зультата;
• подбор индивидуального вида оказания помощи для лечения пациен‑
та в соответствии с ситуацией: первичная помощь, скорая помощь, госпи‑
тализация;
• формулировку клинического диагноза;
• разработку плана терапевтических (хирургических) действий с учетом
протекания болезни и ее лечения;