8
Чтобы преодолеть эти препятствия, необходимо узнать все философские
пьесы и начинать строить свой философский театр. Философствовать, как
будто строишь мир заново.
2)
Призрак рынка
(или призрак площади)
– препятствия познания, свя-
занные с необходимостью пользоваться словами.
Слова – это величайшие заблуждения.
Слова бывают 2-х видов:
1 – названия несуществующих вещей (например, судьба);
2 – названия существующих вещей, но плохо и неясно определенных.
Зачастую, чтобы выразить мысль, человеку не хватает слов, потому что
их нет в языке. Например, есть глагольный аналог слову «мышление» –
«мыслить», а глагольного аналога слову «справедливость» нет, хотя явление
есть. В коммуникации приходится прибегать к помощи многих других слов.
Кроме того, человек часто живет слухами, сплетнями.
Для преодоления препятствий этого вида необходимо стремится макси-
мально точно выражать свои мысли, вплоть до эмпирической проверки язы-
ковых значений.
Позитивная часть метода Ф. Бэкона
Позитивная часть метода выражена Бэконом в Новом индуктивном ме-
тоде (опытном, практическом). Индуктивный метод, основанный на опыте,–
лучший способ преодоления призраков познания. Индукция («наведение»
от частного к общему) была известна ещё со времён античности, как способ
перечисления, рассмотрения всех объектов данного класса явлений и выяв-
ление присущих им общих свойств. Ф. Бэкон, создавая новый индуктивный
метод («истинная индукция»), дополнил такое понимание представлением
о том, что необходимо искать факты не только подтверждающие наличие
данного явления, свойства, но и опровергающие. Подтверждение и исклю-
чение – это два средства познания естествознания по Бэкону. «Должны быть
собраны по возможности все случаи, где присутствует данное явление, а за-
тем все, где оно отсутствует. Если удастся найти какой-либо признак, кото-
рый всегда сопровождает данное явление и который отсутствует, когда этого
явления нет, то этот признак можно считать «формой», или «природой» дан-
ного явления. С помощью своего метода Бэкон, например, нашел, что «фор-
мой» теплоты является движение мельчайших частиц тела»
2
.
Фрэнсис Бэкон считал, что «Человек столько понимает, сколько постиг в
порядке природы», что «Истина не дочь авторитета, а дочь своего времени».
2
Пиама Гайденко. История новоевропейской философии в её связи с наукой. – М.: ПЕР СЭ;
СПб.: Университетская книга, 2000. – С. 156-157.