Table of Contents Table of Contents
Previous Page  10 / 70 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 70 Next Page
Page Background

8

Чтобы преодолеть эти препятствия, необходимо узнать все философские

пьесы и начинать строить свой философский театр. Философствовать, как

будто строишь мир заново.

2)

Призрак рынка

(или призрак площади)

 – препятствия познания, свя-

занные с необходимостью пользоваться словами.

Слова – это величайшие заблуждения.

Слова бывают 2-х видов:

1 – названия несуществующих вещей (например, судьба);

2 – названия существующих вещей, но плохо и неясно определенных.

Зачастую, чтобы выразить мысль, человеку не хватает слов, потому что

их нет в языке. Например, есть глагольный аналог слову «мышление» –

«мыслить», а глагольного аналога слову «справедливость» нет, хотя явление

есть. В коммуникации приходится прибегать к помощи многих других слов.

Кроме того, человек часто живет слухами, сплетнями.

Для преодоления препятствий этого вида необходимо стремится макси-

мально точно выражать свои мысли, вплоть до эмпирической проверки язы-

ковых значений.

Позитивная часть метода Ф. Бэкона

Позитивная часть метода выражена Бэконом в Новом индуктивном ме-

тоде (опытном, практическом). Индуктивный метод, основанный на опыте,–

лучший способ преодоления призраков познания. Индукция («наведение»

от частного к общему) была известна ещё со времён античности, как способ

перечисления, рассмотрения всех объектов данного класса явлений и выяв-

ление присущих им общих свойств. Ф. Бэкон, создавая новый индуктивный

метод («истинная индукция»), дополнил такое понимание представлением

о том, что необходимо искать факты не только подтверждающие наличие

данного явления, свойства, но и опровергающие. Подтверждение и исклю-

чение – это два средства познания естествознания по Бэкону. «Должны быть

собраны по возможности все случаи, где присутствует данное явление, а за-

тем все, где оно отсутствует. Если удастся найти какой-либо признак, кото-

рый всегда сопровождает данное явление и который отсутствует, когда этого

явления нет, то этот признак можно считать «формой», или «природой» дан-

ного явления. С помощью своего метода Бэкон, например, нашел, что «фор-

мой» теплоты является движение мельчайших частиц тела»

2

.

Фрэнсис Бэкон считал, что «Человек столько понимает, сколько постиг в

порядке природы», что «Истина не дочь авторитета, а дочь своего времени».

2

Пиама Гайденко. История новоевропейской философии в её связи с наукой. – М.: ПЕР СЭ;

СПб.: Университетская книга, 2000. – С. 156-157.