9
РЕНЕ ДЕКАРТ
Рене Декарт (1596 – 1650) происходил из ста-
ринного дворянского рода. Образование получил
в иезуитской школе Ла Флеш в Анжу.
После окончания школы Декарт учился в Уни-
верситете Пуатье, получив звание бакалавра и ли-
цензию юриста в 1616 году, выполнив желание
своего отца, видевшего его юристом.
Однако, Декарт никогда не занимался юридиче-
ской практикой. В 1618 году он поступает на служ-
бу к принцу Морицу Нассаускому, лидеру Объеди-
нённых провинций Нидерландов. Его намерение со-
стоит в том, чтобы видеть мир и открывать истину.
В начале Тридцатилетней войны служил в армии, которую оставил в
1621; после нескольких лет путешествий переселился в Нидерланды (1629),
где провёл двадцать лет в уединённых научных занятиях. Здесь вышли его
главные сочинения: «Рассуждение о методе…» (1637); «Размышления о пер-
вой философии…» (1641); «Начала философии» (1644).
В 1649 по приглашению шведской королевы Кристины переселился в Сток-
гольм, где вскоре умер
3
.
Рене Декарт пытается решить ту же задачу, что и Ф. Бэкон: сделать фило-
софию подлинной наукой. Для решения этой задачи необходима новая ме-
тодология.
Метод – ядро, которое формирует смысл философии.
Классификация наук (в виде дерева) по Р. Декарту
Корни
– метафизика,
ствол
– физика,
ветви
– все остальные науки.
Все дерево
– философия.
Ветви
– это все многообразие наук, главными из которых являются:
ме-
ханика
,
медицина
, и
этика
. Механика, потому что исследует тело как ор-
ганизацию, медицина, потому что исследует основу человека – физическое
здоровье, этика, потому что исследует духовное здоровье человека.
Декарт называет механику, медицину и этику плодоносными науками,
т. е. науками, дающими плоды – конкретный результат, имеющий особое
значение для человека.
Концепция сомнения Р. Декарта
Абсолютный философский методологический принцип: все можно под-
вергнуть сомнению, благодаря сомнению можно избавиться от предрассуд-
ков, от показаний чувств, заблуждений разума и т. д.
3
См.:
http://aspirantura.ws/dualizm-rene-dekarta.htm