Table of Contents Table of Contents
Previous Page  12 / 70 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 12 / 70 Next Page
Page Background

10

Пример: корзина яблок. Часть плодов гниет. Чтобы отделить здоровые

плоды от гнилых, необходимо вытряхнуть все плоды и проверить каждое

яблоко на качественность.

Сомнение

– радикальное вытряхивание всего из корзины знаний.

Это не скептицизм, это очищение, это отрицание с точки зрения сози-

дания, несет положительный смысл: сомнение ради получения знания, а не

ради самого сомнения.

Подвергая все сомнению до бесконечности, мы приходим к достоверной

истине.

Самый элементарный факт сомнения обладает достоверностью.

Можно усомниться во всем, кроме самого факта сомнения – факта мыш-

ления.

Следовательно, существует что-то само по себе мыслящее – «Я».

Получается, что если «Я мыслю, следовательно, существую». Таким об-

разом, в акте сомневающейся мысли заложена несомненность существова-

ния мыслящей субстанции.

Онтология сознания

– сознание как особая реальность.

Существуют врожденные идеи, присущие нам априори. Каждое новое

поколение использует их как данные. Главные врождённые идеи – это идея

Бога, идея числа.

Раз существуют идеи, следовательно, существует реальность их порож-

дающая. Существует общая сфера сознания, независимая, существующая

как субстанция. Существует и материальная субстанция. Отсюда вытекает

дуализм Декарта.

Рационализм Декарта

Человек познает все, если уверен в своем разуме. «Чаще люди исходят из

чувства и воображения, но именно они приводят к заблуждениям».

Следовательно, разум, который от природы у всех людей одинаков, явля-

ется инструментом преодоления препятствий познания. «Различие наших

мнений происходит не от того, что одни люди разумнее других, а от того,

что мы направляем наши мысли разными путями и рассматриваем не те же

самые вещи. Ибо мало иметь хороший ум, главное хорошо его применять»,–

считает Р. Декарт.

Дуализм Декарта

Рене Декарт – создатель классической концепции дуализма. Он утверж-

дает, что существует две независимых друг от друга субстанции – духовная

и материальная. Они имеют два проявления:

1. Бог и мир. Эта идея непосредственно связана с деизмом Декарта. Бог

сотворил мир как протяжённую субстанцию, дал ему первотолчок и зако-