10
Пример: корзина яблок. Часть плодов гниет. Чтобы отделить здоровые
плоды от гнилых, необходимо вытряхнуть все плоды и проверить каждое
яблоко на качественность.
Сомнение
– радикальное вытряхивание всего из корзины знаний.
Это не скептицизм, это очищение, это отрицание с точки зрения сози-
дания, несет положительный смысл: сомнение ради получения знания, а не
ради самого сомнения.
Подвергая все сомнению до бесконечности, мы приходим к достоверной
истине.
Самый элементарный факт сомнения обладает достоверностью.
Можно усомниться во всем, кроме самого факта сомнения – факта мыш-
ления.
Следовательно, существует что-то само по себе мыслящее – «Я».
Получается, что если «Я мыслю, следовательно, существую». Таким об-
разом, в акте сомневающейся мысли заложена несомненность существова-
ния мыслящей субстанции.
Онтология сознания
– сознание как особая реальность.
Существуют врожденные идеи, присущие нам априори. Каждое новое
поколение использует их как данные. Главные врождённые идеи – это идея
Бога, идея числа.
Раз существуют идеи, следовательно, существует реальность их порож-
дающая. Существует общая сфера сознания, независимая, существующая
как субстанция. Существует и материальная субстанция. Отсюда вытекает
дуализм Декарта.
Рационализм Декарта
Человек познает все, если уверен в своем разуме. «Чаще люди исходят из
чувства и воображения, но именно они приводят к заблуждениям».
Следовательно, разум, который от природы у всех людей одинаков, явля-
ется инструментом преодоления препятствий познания. «Различие наших
мнений происходит не от того, что одни люди разумнее других, а от того,
что мы направляем наши мысли разными путями и рассматриваем не те же
самые вещи. Ибо мало иметь хороший ум, главное хорошо его применять»,–
считает Р. Декарт.
Дуализм Декарта
Рене Декарт – создатель классической концепции дуализма. Он утверж-
дает, что существует две независимых друг от друга субстанции – духовная
и материальная. Они имеют два проявления:
1. Бог и мир. Эта идея непосредственно связана с деизмом Декарта. Бог
сотворил мир как протяжённую субстанцию, дал ему первотолчок и зако-