11
ны механики. Но после акта творения Бог в дела мира более не вмешивает-
ся, и мир развивается по собственным законам, действуя как самостоятель-
ный механизм.
2. Душа и тело. Человек состоит из двух отличных друг от друга суб-
станций – материальной и духовной. Материальная субстанция обладает
свойством протяжённости, духовная – свойством мышления. Они не зависят
друг от друга, равноправны, и являются проявлением единого бытия. По-
добно тому, как мысль не имеет протяжённости,– тело не способно мыслить.
Однако, взаимодействие души и тела всё же происходит посредством особо-
го органа – шишковидной железы человеческого мозга.
БЕНЕДИКТ СПИНОЗА
Бенедикт Спиноза или Барух д' Эспиноза
(1632–1677), великий голландский философ, один
из крупнейших рационалистов 17 в. Родители
Спинозы были еврейскими эмигрантами, пере-
селившимися из Португалии, и он был воспитан
в духе ортодоксального иудаизма. Однако в 1656,
после конфликта с городскими властями Спино-
за был подвергнут «великому отлучению» еврей-
ской общиной за еретические взгляды (в основ-
ном касавшиеся христианства – община опасалась
ухудшения отношений с властями), а в 1660 был
вынужден покинуть Амстердам и перебрался на
несколько лет в деревушку Рейнсбург близ Лейдена, где продолжал поддер-
живать связи с кружком коллегиантов – религиозного братства, позднее объ-
единившегося с меннонитами. Из Рейнсбурга он переселился в Ворбург – се-
ление вблизи Гааги, а с 1670 до своей смерти 21 февраля 1677 жил в самой
Гааге. Спиноза зарабатывал на жизнь изготовлением и шлифовкой линз для
очков, микроскопов и телескопов, а также частными уроками; в последующие
годы его доход пополнялся скромной пенсией, которая выплачивалась двумя
знатными покровителями. Благодаря этому он вел независимый образ жиз-
ни и мог позволить себе занятия философией и переписку с ведущими уче-
ными того времени. В 1673 ему было предложено место профессора на кафе-
дре философии в Гейдельбергском университете, однако Спиноза отказался
от предложения, сославшись на враждебное отношение к нему со стороны
официальной церкви. Главными его произведениями являются Богословско-
политический трактат (
Tractatus Theologico
-
Politicus
), опубликованный ано-
нимно в Амстердаме в 1670, и Этика (
Ethica
), начатая в 1663 и законченная
в 1675, но изданная только в 1677 на латинском языке в книге Посмертные