Table of Contents Table of Contents
Previous Page  14 / 70 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 14 / 70 Next Page
Page Background

12

произведения (

Opera Posthuma

) вместе с незаконченными трактатами о науч-

ном методе (Трактат об усовершенствовании разума,

Tractatus de Emendatiae

Intellectus

), о политической теории (

Tractatus Politicus

), грамматикой древне-

еврейского языка (

Compendium Grammatices

Linguae Hebraeae

) и письмами.

Единственной книгой, изданной при жизни Спинозы и под его именем, был

труд Начала философии Рене Декарта, части I и II, доказанные геометриче-

ским способом (

Renati

des Cartes Principiorum Philosophiae Pars

I

et

II

,

More

Geometrico Demonstratae

,

per Benedictum

de

Spinoza

, 1663)

4

.

У Декарта

древо

– философия.

Спиноза берет

плод древа философии – этику

. Мы берем семя, в нем

скрыто как бы все дерево.

В теории познания Спиноза рационализирует в духе Декарта, считая, что

знания предшествуют всему остальному.

1) познание-мнение – познание понаслышке.

2) познание рациональное, разумное – познание через общие понятия.

3) интуитивное познание – цель, которого – достижение естественного

света разума. Это наиболее истинное познание.

Интуиция

 – наиболее ясное, отчетливое понятие ума,–

интеллектуаль-

ная интуиция

.

Интуиция познает вневременные сущности природы, как бы природу в целом.

Это познание Бога, познание разумом с точки зрения вечности (пантеизм).

Онтология Спинозы

Проблема первоначала

– проблема истории.

Единая субстанция,

т.е. абсолютное единство – Бог (единство материаль-

ного и духовного, телесного и мыслящего).

Субстанция

Causa

sui

(лат.) – причина самой себя – единое всеобщее на-

чало (в ней растворены единичные вещи, многообразие ее ничто не опреде-

ляет). Следовательно, субстанция – сущность, которая заключает в себя су-

ществование. Проявляется через характеристики субстанции:

1) несотворимая;

2) вечная;

3) единая;

4) совершенная природа, которая сама в себе заключает мощь бесконеч-

ного существования.

5) неподвижная, неизменная.

Невозможно, чтобы явилось нечто, чего теперь нет.

2-я ступень онтологии – атрибуты субстанции

(

атрибут

 – неотъемле-

мое, существенное свойство субстанции).

4

См.:

http://books.atheism.ru/gallery/Spinoza/