13
Атрибутов бесконечное множество, но мы знаем пока только два:
• протяженность (материальность, связанная с соразмерностью вещей);
• мышление.
3-я ступень онтологии – модусы
– прямо противопоставлены субстан-
ции – они
единичны
, подвижны, изменчивы, несовершенны и проявляются
через др. др. Модусы – это то проявление субстанции в мире, с которым име-
ет дело человек, это многообразие всех вещей и идей.
Субстанция – тезис, атрибут – антитезис, модус – синтезис.
Модусы имеют лишь внешнюю причину, ограниченны во времени и про-
странстве, могут существовать в телесной форме.
Учение Спинозы о человеке
Человека Спиноза рассматривает как модус особого рода. Все единичные
вещи, все модусы ведут себя как «вещи протяженные»; и лишь человек яв-
ляется и «вещью мыслящей». Человек – это одно из наиболее сложных тел.
Сложность человеческого организма – это результат деятельности челове-
ческой души. Душа – это особая, отличная от тела, сущность. Душа – это
совокупность мыслительных способностей человека, одно из проявлений
«бесконечного разума Бога». Вместе с тем, Спиноза считает, что « ни тело
не может определить душу к мышлению, ни душа не может определить тело
ни к движению, ни к покою, ни к чему-либо другому». (Психофизический
параллелизм). Душа и тело – два самостоятельных начала, но они находятся
в соответствии друг с другом (т. е. изменяется одно, изменяется и другое),
хотя причинно они и не связаны.
Все люди одинаковы, все – части природы (нет иерархии в природе), все –
проявления Бога. Больше всего человека характеризует его психическая сто-
рона –
аффекты, страсти
. Психологически мы имеем одну и туже основу,
хотя сила выражения аффектов может быть иной.
Поскольку человек природное существо ему характерно стремление к са-
мосохранению, но самосохранение человека как животного и самосохране-
ние как творящего – это не одно и то же.
Есть страсти животные и страсти активные, пронизанные разумом. Чело-
век должен самосохраниться, прежде всего, не как животное, а как человек –
через активные страсти. Человек строго детерминирован страстями. Избав-
ляться от них не нужно. Нужно уметь пользоваться всем набором страстей,
уметь их гибко обходить.
Это возможно при помощи активных разумных аффектов.
Свобода – это осознание страстей. Следовательно, «свобода – познанная
необходимость». Свобода – это понимание зависимости от страстей и уме-
ние ими управлять. Человек как природное существо не более свободен, чем
любая другая вещь, но вместе с тем познание аффектов позволяет познать
себя свободным.