Table of Contents Table of Contents
Previous Page  15 / 70 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 15 / 70 Next Page
Page Background

13

Атрибутов бесконечное множество, но мы знаем пока только два:

• протяженность (материальность, связанная с соразмерностью вещей);

• мышление.

3-я ступень онтологии – модусы

 – прямо противопоставлены субстан-

ции – они

единичны

, подвижны, изменчивы, несовершенны и проявляются

через др. др. Модусы – это то проявление субстанции в мире, с которым име-

ет дело человек, это многообразие всех вещей и идей.

Субстанция – тезис, атрибут – антитезис, модус – синтезис.

Модусы имеют лишь внешнюю причину, ограниченны во времени и про-

странстве, могут существовать в телесной форме.

Учение Спинозы о человеке

Человека Спиноза рассматривает как модус особого рода. Все единичные

вещи, все модусы ведут себя как «вещи протяженные»; и лишь человек яв-

ляется и «вещью мыслящей». Человек – это одно из наиболее сложных тел.

Сложность человеческого организма – это результат деятельности челове-

ческой души. Душа – это особая, отличная от тела, сущность. Душа – это

совокупность мыслительных способностей человека, одно из проявлений

«бесконечного разума Бога». Вместе с тем, Спиноза считает, что « ни тело

не может определить душу к мышлению, ни душа не может определить тело

ни к движению, ни к покою, ни к чему-либо другому». (Психофизический

параллелизм). Душа и тело – два самостоятельных начала, но они находятся

в соответствии друг с другом (т. е. изменяется одно, изменяется и другое),

хотя причинно они и не связаны.

Все люди одинаковы, все – части природы (нет иерархии в природе), все –

проявления Бога. Больше всего человека характеризует его психическая сто-

рона –

аффекты, страсти

. Психологически мы имеем одну и туже основу,

хотя сила выражения аффектов может быть иной.

Поскольку человек природное существо ему характерно стремление к са-

мосохранению, но самосохранение человека как животного и самосохране-

ние как творящего – это не одно и то же.

Есть страсти животные и страсти активные, пронизанные разумом. Чело-

век должен самосохраниться, прежде всего, не как животное, а как человек –

через активные страсти. Человек строго детерминирован страстями. Избав-

ляться от них не нужно. Нужно уметь пользоваться всем набором страстей,

уметь их гибко обходить.

Это возможно при помощи активных разумных аффектов.

Свобода – это осознание страстей. Следовательно, «свобода – познанная

необходимость». Свобода – это понимание зависимости от страстей и уме-

ние ими управлять. Человек как природное существо не более свободен, чем

любая другая вещь, но вместе с тем познание аффектов позволяет познать

себя свободным.