Table of Contents Table of Contents
Previous Page  17 / 70 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 17 / 70 Next Page
Page Background

15

Лейбниц также завершил создание европейской философии XVII века и

стал предшественником немецкой классической философии, создал фило-

софскую систему, получившую название «монадология»

5

.

Лейбниц, подобно Декарту и Спинозе, продолжил поиски субстанции.

Если «Философия Спинозы – это телескоп, обращенный в мировое про-

странство, в котором растворен человек», то философия Лейбница – микро-

скоп, направленный в глубину этого мира.

Вся философия Лейбница пронизана жизнью. Мир для него наилучший

из миров, мир гармоничный, взаимосвязанный. В нем нет ничего бессмыс-

ленного и пустого – оптимизм Лейбница во всем видит хорошее. «Любить –

значит радоваться счастью другого, что тоже самое, превращать чужое сча-

стье в собственное…».

Монадология Лейбница

Учение о множественности субстанций

Спиноза

Независима,

Самостоятельна,

Кауза суе

Лейбниц

Субстанция

– сила деятельности

Деятельность – влечение

, которое выражает себя через

себя, через свою

активность

.

То есть

субстанция

– сущность, способная к деятель-

ности, которая является причиной самой себя (самодея-

тельность).

(а раньше: деятельность - движение).

Субстанция

– принцип самой деятельности, которая обу-

славливает индивидуальность.

(Субстанция у

Спинозы

– лишена индивидуальности,

у

Лейбница

– бесконечное множество субстанций,

столько же, сколько индивидуальностей).

Главный принцип –

принцип индивидуальности

 – принцип различия,

принцип абсолютного своеобразия (В мире нет 2-х существ, которые были

бы безусловно одинаковы).

Сущность философии Спинозы

Сущность философии Лейбница

Единство

Различие, отличие

Только через различие познается единство (Лейбниц).

Единство

 – синоним единичного, индивидуального.

Субстанцию

Лейбниц называл другим словом –

монада

(

монос

 – единое,

неповторимое).

5

См.:

ru.wikipedia.org

› Лейбниц, Готфрид Вильгельм