15
Лейбниц также завершил создание европейской философии XVII века и
стал предшественником немецкой классической философии, создал фило-
софскую систему, получившую название «монадология»
5
.
Лейбниц, подобно Декарту и Спинозе, продолжил поиски субстанции.
Если «Философия Спинозы – это телескоп, обращенный в мировое про-
странство, в котором растворен человек», то философия Лейбница – микро-
скоп, направленный в глубину этого мира.
Вся философия Лейбница пронизана жизнью. Мир для него наилучший
из миров, мир гармоничный, взаимосвязанный. В нем нет ничего бессмыс-
ленного и пустого – оптимизм Лейбница во всем видит хорошее. «Любить –
значит радоваться счастью другого, что тоже самое, превращать чужое сча-
стье в собственное…».
Монадология Лейбница
Учение о множественности субстанций
Спиноза
Независима,
Самостоятельна,
Кауза суе
Лейбниц
Субстанция
– сила деятельности
Деятельность – влечение
, которое выражает себя через
себя, через свою
активность
.
То есть
субстанция
– сущность, способная к деятель-
ности, которая является причиной самой себя (самодея-
тельность).
(а раньше: деятельность - движение).
Субстанция
– принцип самой деятельности, которая обу-
славливает индивидуальность.
(Субстанция у
Спинозы
– лишена индивидуальности,
у
Лейбница
– бесконечное множество субстанций,
столько же, сколько индивидуальностей).
Главный принцип –
принцип индивидуальности
– принцип различия,
принцип абсолютного своеобразия (В мире нет 2-х существ, которые были
бы безусловно одинаковы).
Сущность философии Спинозы
Сущность философии Лейбница
Единство
Различие, отличие
Только через различие познается единство (Лейбниц).
Единство
– синоним единичного, индивидуального.
Субстанцию
Лейбниц называл другим словом –
монада
(
монос
– единое,
неповторимое).
5
См.:
ru.wikipedia.org› Лейбниц, Готфрид Вильгельм