Table of Contents Table of Contents
Previous Page  18 / 70 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 18 / 70 Next Page
Page Background

16

Субстанция

 – монада в своей единичности и неповторимости.

Существует столько субстанций, сколько есть монад.

Внутреннее начало субстанции – сила

– не физический принцип, а ду-

ховный принцип.

Первичные духовные начала

– монады – более просты. Все остальное скла-

дывается из них. Более простые монады образуют монады сложные и т. д.

Для Лейбница вся природа пополнена душами или монадами. Душа –

сущность тела.

Благодаря душе тело реально существует, через нее оно перестает быть

аморфным.

Монады – последняя идеальная сущность

, которая является источником

единичной вещи.

«прозрачна, без окон и без дверей».

Если она замкнута, то откуда изменения в мире?

Откуда монады берут свою активность?

Сами из себя.

Монада

 – причина самой себя. Это причина индивидуаль-

ная, монада отличает единичность каждой вещи.

Сущность монад – перцепция (представление)

, которая может быть

от-

четливым

и

смутным

.

Движение от смутных к более отчетливым.

Представление – состояние неуспокоенность, первоначальной познава-

тельной возбужденности

(это относится ко всем монадам, а не только к мо-

надам человека).

«Монада скрывает в себе не только принцип своего действия но и прин-

цип своего

страдания

».

Страдание – смутность монады.

Внутри нас столько же ясного, сколько и неясного. Лейбниц видит неосо-

знанные,

бессознательные представления в неосознанном представлении

. На-

пример, представление

человеческой сущности

. Например,

музыка

как матема-

тика, скрытая от нас таким образом, что наша душа не знает, что она считает.

Бессознательно душа чувствует действие этого счета – возникает удовольствие.

Элементы чувственных удовольствий

 – сущность самой монады. Удо-

вольствие вызывает страдания.

Смутные представления вызывают страдания – выражают связи и отно-

шения монады, которая соотносится с другими монадами.

Следовательно монада – индивидуальная сущность деятельности. Нача-

ло, находящееся в возбуждении.

Где источник страдания?

Есть другая сторона, без которой монада немыслима –

материя

.

Материя – страдающая, смутная сторона деятельности монады.

Смутная, неотчетливая перцепция – взаимосвязь монад, чувственные

представления как результат воздействия на монады.