46
Задание № 15.
Бенедикт Спиноза, объясняя понятие свободы, приводит
следующий пример иллюзорного её понимания: «… ребёнок убеждён, что
он свободно ищет молока, разгневанный мальчик – что он свободно жела-
ет мщения, трус – бегства. Пьяный убеждён, что он по свободному опреде-
лению души говорит то, что впоследствии трезвый желал бы взять назад»
• Какой аспект свободы воли таким образом критикует Б. Спиноза?
• Как понимает свободу Б. Спиноза?
• Ваше отношение к точке зрения Б. Спинозы.
Задание № 16.
Рене Декарт все идеи разделил на три вида:
1) «врожденные идеи»
2) «приобретённые идеи»
3) «сотворённые идеи»
• Объясните каждый из видов идей.
• Приведите примеры.
Задание № 17.
Джон Локк – один из родоначальников либерализма,
утверждал: «… поскольку все люди равны и независимы, постольку ни один
из них не должен наносить ущерб жизни, здоровью, свободе или собствен-
ности другого».
• Сравните современный либерализм и идеи Локка.
• Приведите примеры либерализма и оцените его влияние на развитие
общества.
Раздел IV. ТАБЛИЦЫ И СХЕМЫ
Методические указания.
Схема, таблица – это задания-визуализации.
Визуализация позволяет представить проблему в простой наглядной фор-
ме. Это способствует обеспечению четкой научно обоснованной интерпре-
тации понятий, образов, событий. Схематическая форма позволяет более ра-
ционально достигать цели познания и понимания.
Время выполнения задания: от 5 до 15 минут.
Критерии оценки:
• За каждый правильный ответ – 1 балл
• За превышение контрольного времени – снимается 1 балл.
Вариант 1.
Призраки/«идолы» познания по Ф. Бэкону
Название «призрака» Происхождение
«призрака»
Основная характе-
ристика «призрака» Пути преодоления