57
бы они были первоначально запечатлены в душе (что я и надеюсь показать
в последующих разделах этого сочинения)» (Локк Дж. Сочинения. В 3-х т. –
М., 1985-1988. Т. 1. – С. 96).
Текст 14.
«
Идея есть объект мышления.
Так как каждый человек созна-
ёт, что он мыслит и что то, чем занят ум во время мышления,– это идеи, на-
ходящиеся в уме, то несомненно, что люди имеют в своем уме различные
идеи, как, например, такие, которые выражаются словами: «белизна», «твер-
дость», «сладость», «мышление», «движение», «человек», «слон», «войско»,
«опьянение» и др. Прежде всего, стало быть, нужно исследовать, как чело-
век приходит к идеям…
Все идеи приходят от ощущения или рефлексии.
Предположим, что ум
есть, так сказать, белая бумага без всяких знаков и идей.
Но каким же образом он получает их? Откуда он приобретает тот [их]
обширный запас, который деятельное и беспредельное человеческое вооб-
ражение нарисовало с почти бесконечным разнообразием? Откуда получа-
ет он весь материал рассуждения и знания? На это я отвечаю одним словом:
из
опыта.
На опыте основывается все наше знание, от него в конце концов
оно происходит. Наше наблюдение, направленное или
на внешние ощущае-
мые предметы, или на внутренние действия нашего ума, которые мы сами
воспринимаем и о которых мы сами размышляем, доставляет нашему разу-
му весь материал мышления.
Вот два источника знания, откуда происходят
все идеи, которые мы имеем или естественным образом можем иметь» (Локк
Дж. Сочинения. В 3-х т. – М., 1985-1988. Т. 1. – С. 154).
Текст 15.
«Если спросят,
когда же человек начинает иметь идеи,
то вер-
ный ответ, на мой взгляд, будет: «Когда он впервые получает
ощущение».
Так как оказывается, что в душе не бывает идей до доставления их чувства-
ми, то я полагаю, что идеи в разуме (
understanding
) одновременны с
ощуще-
нием,
т.е. с таким
впечатлением
или движением в какой-нибудь части наше-
го тела, которое производит в разуме некоторое восприятие. Этими-то впе-
чатлениями произведенными на наши чувства внешними объектами, впер-
вые, кажется, занимается душа в деятельности, называемой нами
восприя-
тием, воспоминанием, размышлением, рассуждением
и т.д…
Чтобы лучше понять природу, характер и объем нашего знания, нужно тща-
тельно соблюдать одно положение, касающееся наших идей,– то, что
одни
из
них –
простые, а другие – сложные. Холод и твердость, которые человек ощу-
щает в куске льда,– такие же отличные друг от друга в уме идеи, как запах и
белизна лилии или вкус сахара и запах розы. Для человека ничто не может быть
очевиднее ясного и четкого восприятия таких простых идей. Каждая такая
идея, будучи сама по себе несложной, содержит в себе только одно единоо-
бразное представление или восприятие в уме, не распадающееся на различные
идеи»
(Локк Дж. Сочинения. В 3 т. – М., 1985-1988. Т. 1. – С. 168–169).