Table of Contents Table of Contents
Previous Page  59 / 70 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 59 / 70 Next Page
Page Background

57

бы они были первоначально запечатлены в душе (что я и надеюсь показать

в последующих разделах этого сочинения)» (Локк Дж. Сочинения. В 3-х т. –

М., 1985-1988. Т. 1. – С. 96).

Текст 14.

«

Идея есть объект мышления.

Так как каждый человек созна-

ёт, что он мыслит и что то, чем занят ум во время мышления,– это идеи, на-

ходящиеся в уме, то несомненно, что люди имеют в своем уме различные

идеи, как, например, такие, которые выражаются словами: «белизна», «твер-

дость», «сладость», «мышление», «движение», «человек», «слон», «войско»,

«опьянение» и др. Прежде всего, стало быть, нужно исследовать, как чело-

век приходит к идеям…

Все идеи приходят от ощущения или рефлексии.

Предположим, что ум

есть, так сказать, белая бумага без всяких знаков и идей.

Но каким же образом он получает их? Откуда он приобретает тот [их]

обширный запас, который деятельное и беспредельное человеческое вооб-

ражение нарисовало с почти бесконечным разнообразием? Откуда получа-

ет он весь материал рассуждения и знания? На это я отвечаю одним словом:

из

опыта.

На опыте основывается все наше знание, от него в конце концов

оно происходит. Наше наблюдение, направленное или

на внешние ощущае-

мые предметы, или на внутренние действия нашего ума, которые мы сами

воспринимаем и о которых мы сами размышляем, доставляет нашему разу-

му весь материал мышления.

Вот два источника знания, откуда происходят

все идеи, которые мы имеем или естественным образом можем иметь» (Локк

Дж. Сочинения. В 3-х т. – М., 1985-1988. Т. 1. – С. 154).

Текст 15.

«Если спросят,

когда же человек начинает иметь идеи,

то вер-

ный ответ, на мой взгляд, будет: «Когда он впервые получает

ощущение».

Так как оказывается, что в душе не бывает идей до доставления их чувства-

ми, то я полагаю, что идеи в разуме (

understanding

) одновременны с

ощуще-

нием,

т.е. с таким

впечатлением

или движением в какой-нибудь части наше-

го тела, которое производит в разуме некоторое восприятие. Этими-то впе-

чатлениями произведенными на наши чувства внешними объектами, впер-

вые, кажется, занимается душа в деятельности, называемой нами

восприя-

тием, воспоминанием, размышлением, рассуждением

и т.д…

Чтобы лучше понять природу, характер и объем нашего знания, нужно тща-

тельно соблюдать одно положение, касающееся наших идей,– то, что

одни

из

них –

простые, а другие – сложные. Холод и твердость, которые человек ощу-

щает в куске льда,– такие же отличные друг от друга в уме идеи, как запах и

белизна лилии или вкус сахара и запах розы. Для человека ничто не может быть

очевиднее ясного и четкого восприятия таких простых идей. Каждая такая

идея, будучи сама по себе несложной, содержит в себе только одно единоо-

бразное представление или восприятие в уме, не распадающееся на различные

идеи»

(Локк Дж. Сочинения. В 3 т. – М., 1985-1988. Т. 1. – С. 168–169).