Table of Contents Table of Contents
Previous Page  60 / 70 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 60 / 70 Next Page
Page Background

58

Текст 16.

«Все, что ум воспринимает в себе и что есть непосредствен-

ный объект восприятия, мышления или понимания, я называю идеею; силу,

вызывающую в нашем уме какую-нибудь идею, я называю

качеством

пред-

мета, которому эта сила присуща. Так, снежный ком способен порождать

в нас

идеи белого, холодного

и

круглого.

Поэтому силы, вызывающие эти идеи

в нас, поскольку они находятся в снежном коме, я называю

качествами,

а по-

скольку они суть ощущения, или восприятия, в наших умах (

understandings

),

я называю их

идеями.

Если я говорю иногда об идеях, как бы находящихся

в самих вещах, это следует понимать таким образом, что под ними имеют-

ся в виду те качества в предметах, которые вызывают в нас идеи» (Локк Дж.

Сочинения. В 3-х т. – М., 1985-1988. Т. 1. – С. 183–184).

Текст 17.

«

Первичные качества.

Среди рассматриваемых таким образом

качеств в телах есть, во-первых, такие, которые совершенно неотделимы от

тела, в каком бы оно ни было состоянии; такие, которые оно постоянно со-

храняет при всех переменах и изменениях, каким оно подвергается, какую

бы силу ни применить к нему; такие, которые чувства постоянно находят

в каждой частице материи, обладающей достаточным для восприятия объе-

мом, а ум находит, что они неотделимы ни от какой частицы материи, хотя

бы она была меньше той, которая может быть воспринята нашими чувства-

ми. Возьмите, например, зерно пшеницы и разделите его пополам – каж-

дая половина все еще обладает

плотностью, протяженностью, формой

и

подвижностью

разделите его снова – оно все еще сохраняет эти качества;

разделяйте его дальше так до тех пор, пока части не станут незаметными,

и все-таки каждая часть будет сохранять все эти качества. Ибо разделение

(а это все, что производит с другими телами мельничный жернов, или пестик

[в ступке], или какое-нибудь другое орудие, сводя тело к незаметным частям)

ни у какого тела никогда не может отнять плотность, протяженность, форму

или подвижность, а только образует две или больше различных и отделен-

ных друг от друга масс материи из того, что прежде было одною массою. Все

эти отдельные массы, принимаемые за такое-то количество раздельных тел,

после раздробления образуют [их] определенное число. Названные качества

тела я называю

первоначальными

или

первичными.

Мне кажется, мы можем

заметить, что они порождают в нас простые идеи, т.е. плотность, протяжен-

ность, форму, движение или покой и число…

Вторичные качества.

Во-вторых, такие

качества,

как цвета, звуки, вку-

сы и т.д., которые на деле не играют никакой роли в самих вещах, но пред-

ставляют собой силы, вызывающие в нас различные ощущения

первичными

качествами

вещей, т.е. объемом, формой, строением и движением их неза-

метных частиц, я называю

вторичными качествами.

К ним можно бы при-

соединить третий вид, признаваемый лишь за силы, хотя это реальные ка-

чества в предмете в такой же степени, как и те, которые я, приноравливаясь