58
Текст 16.
«Все, что ум воспринимает в себе и что есть непосредствен-
ный объект восприятия, мышления или понимания, я называю идеею; силу,
вызывающую в нашем уме какую-нибудь идею, я называю
качеством
пред-
мета, которому эта сила присуща. Так, снежный ком способен порождать
в нас
идеи белого, холодного
и
круглого.
Поэтому силы, вызывающие эти идеи
в нас, поскольку они находятся в снежном коме, я называю
качествами,
а по-
скольку они суть ощущения, или восприятия, в наших умах (
understandings
),
я называю их
идеями.
Если я говорю иногда об идеях, как бы находящихся
в самих вещах, это следует понимать таким образом, что под ними имеют-
ся в виду те качества в предметах, которые вызывают в нас идеи» (Локк Дж.
Сочинения. В 3-х т. – М., 1985-1988. Т. 1. – С. 183–184).
Текст 17.
«
Первичные качества.
Среди рассматриваемых таким образом
качеств в телах есть, во-первых, такие, которые совершенно неотделимы от
тела, в каком бы оно ни было состоянии; такие, которые оно постоянно со-
храняет при всех переменах и изменениях, каким оно подвергается, какую
бы силу ни применить к нему; такие, которые чувства постоянно находят
в каждой частице материи, обладающей достаточным для восприятия объе-
мом, а ум находит, что они неотделимы ни от какой частицы материи, хотя
бы она была меньше той, которая может быть воспринята нашими чувства-
ми. Возьмите, например, зерно пшеницы и разделите его пополам – каж-
дая половина все еще обладает
плотностью, протяженностью, формой
и
подвижностью
разделите его снова – оно все еще сохраняет эти качества;
разделяйте его дальше так до тех пор, пока части не станут незаметными,
и все-таки каждая часть будет сохранять все эти качества. Ибо разделение
(а это все, что производит с другими телами мельничный жернов, или пестик
[в ступке], или какое-нибудь другое орудие, сводя тело к незаметным частям)
ни у какого тела никогда не может отнять плотность, протяженность, форму
или подвижность, а только образует две или больше различных и отделен-
ных друг от друга масс материи из того, что прежде было одною массою. Все
эти отдельные массы, принимаемые за такое-то количество раздельных тел,
после раздробления образуют [их] определенное число. Названные качества
тела я называю
первоначальными
или
первичными.
Мне кажется, мы можем
заметить, что они порождают в нас простые идеи, т.е. плотность, протяжен-
ность, форму, движение или покой и число…
Вторичные качества.
Во-вторых, такие
качества,
как цвета, звуки, вку-
сы и т.д., которые на деле не играют никакой роли в самих вещах, но пред-
ставляют собой силы, вызывающие в нас различные ощущения
первичными
качествами
вещей, т.е. объемом, формой, строением и движением их неза-
метных частиц, я называю
вторичными качествами.
К ним можно бы при-
соединить третий вид, признаваемый лишь за силы, хотя это реальные ка-
чества в предмете в такой же степени, как и те, которые я, приноравливаясь