60
и по большей части не идет дальше вероятных предположений. Соответствие
или несоответствие двух идей не всегда может быть тотчас же воспринято
умом по той причине, что те идеи, о соответствии или несоответствии кото-
рых идет речь, не могут быть соединены умом так, чтобы это обнаружилось.
В том случае, когда ум не может соединить свои идеи так, чтобы воспринять
их соответствие или несоответствие через их непосредственное сравнение и,
так сказать, сопоставление или приложение друг к другу, он старается обнару-
жить искомое соответствие или несоответствие через посредство других идей
(одной или нескольких, как придется); именно это мы и называем
рассужде-
нием.
Так, если ум хочет знать, соответствуют или не соответствуют друг дру-
гу по величине три угла треугольника или два прямых, он не может сделать
это непосредственным созерцанием и сравнением их, потому что нельзя взять
сразу три угла треугольника и сравнить их с каким-нибудь одним или двумя
углами; таким образом, об этом ум не имеет непосредственного, интуитивно-
го знания. В этом случае ум стремится найти какие-нибудь другие углы, кото-
рым были бы равны три угла треугольника; и, найдя, что эти углы равны двум
прямым, он приходит к знанию того, что углы треугольника равны двум пря-
мым» (Локк Дж. Сочинения. В 3-х т. – М., 1985-1988. Т. 2. – С. 9–10).
Текст 20.
«Для правильного понимания политической власти и опреде-
ления источника ее возникновения мы должны рассмотреть, в каком есте-
ственном состоянии находятся все люди, а это –
состояние полной свободы
в отношении их действий и в отношении распоряжения своим имуществом
и личностью в соответствии с тем, что они считают подходящим для себя в
границах закона природы, не испрашивая разрешения у какого-либо друго-
го лица и не завися от чьей-либо воли.
Это также
состояние равенства,
при котором вся власть и вся юрисдик-
ция являются взаимными,– никто не имеет больше другого» (Локк Дж. Со-
чинения. В 3-х т. – М., 1985-1988. Т. 3. – С. 263).
Текст 21.
«Бог как зодчий полностью удовлетворяет Бога как законодателя
и что, таким образом, грехи должны нести с собою все возмездие в силу поряд-
ка природы, в силу самого механического строя вещей, что точно так же добрые
деяния будут обретать себе награды механическими по отношению к телам пу-
тями, хотя это не может и не должно происходить постоянно сейчас же.
… если бы мы могли в достаточной мере понять порядок универсума, то
мы нашли бы, что он превосходит все пожелания наимудрейших и что нельзя
сделать его еще лучше, чем он есть, не только в общем и в целом, но и для нас
самих в частности, если только мы в подобающей степени привязаны к Твор-
цу не только как к зодчему и действующей причине нашего бытия, но так-
же и как к нашему владыке и конечной причине, который должен составлять
всю цель нашей жизни и один может составить наше счастье» (Лейбниц Г.
Сочинения. В 4-х т. – М., 1982. Т1. – С. 427–429).