62
ные тома, написанные моралистами, не оказали бы подобного действия, если
бы только они содержали несомненные и доказанные истины? Что же другое
могло бы быть причиной того, что сочинения одних научны, а сочинения дру-
гих содержат только звонкие фразы, если не то обстоятельство, что первые на-
писаны людьми, знавшими свой предмет, последние же - людьми,ничего не
понимавшими в той науке, которую они излагали, и желавшими только про-
демонстрировать свое красноречие или свой талант? Я не отрицаю, что кни-
ги последнего рода все же в высшей степени приятно читать: они в большин-
стве случаев очень ярко написаны и содержат много остроумных, полезных
и притом совсем необыденных мыслей, которые, однако, чаще всего не могут
претендовать на всеобщее признание, хотя и высказаны их авторами в форме
всеобщности. Поэтому такие сочинения в различные эпохи в различных ме-
стах могут нередко служить так же хорошо для оправдания преступных наме-
рений, как и для формирования правильных понятий об обязанностях по от-
ношению к обществу и государству. Основным недостатком этих сочинений
является отсутствие в них точных и твердых принципов, которыми мы могли
бы руководствоваться при оценке правильности или неправильности наших
действий. Бесполезно устанавливать нормы поведения применительно к част-
ным случаям, прежде чем будут найдены эти принципы, а также определен-
ный принцип и мера справедливости и несправедливости (что до настоящего
момента еще пи разу но было сделано). Так как из незнания гражданских обя-
занностей, т.е. науки о морали, проистекают гражданские войны, являющиеся
величайшим несчастьем человечества, то мы по праву должны ожидать от их
познания огромных благ. Итак, мы видим, как велика польза всеобщей фило-
софии, не говоря уже о славе и других радостях, которые она приносит с со-
бой. (Т. Гоббс Сочинения. В 2-х т. Т.1 – М.: Мысль, 1989. – с. 77–79).
Текст 23.
«Чувственное познание существования отдельных вещей.
Ин-
туиция и доказательства суть две степени (
degrees
) нашего познания. То, что
не достигается тем или другим, с какой бы ни принималось уверенностью,
есть лишь вера, или мнение, а не знание, по крайней мере для всех общих ис-
тин. Есть, правда, и другое
восприятие
в уме, касающееся
единичного суще-
ствования конечных предметов
вне нас; простираясь дальше простой веро-
ятности, но не достигая вполне указанных степеней достоверности, оно слы-
вет за «познание». Ничего нет достовернее того, что идея, получаемая нами
от внешнего объекта, находится в нашем уме; это – интуитивное познание.
Но некоторые считают, что можно сомневаться, существует ли что-нибудь,
кроме данной идеи в нашем уме, и можем ли мы отсюда заключить с досто-
верностью о существовании какого-нибудь предмета вне нас, соответству-
ющего данной идее, ибо в уме можно иметь такие идеи и тогда, когда та-
ких предметов нет и никакой объект не воздействует на наши чувства. Но
я думаю, что в этом случае нам дана очевидность, устраняющая всякое со-