Table of Contents Table of Contents
Previous Page  65 / 70 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 65 / 70 Next Page
Page Background

мнение. Я спрашиваю любого, разве нет у него непоколебимой уверенности

в том, что он по-разному воспринимает, когда смотрит на солнце днем и ду-

мает о нем ночью, когда действительно пробует полынь и нюхает розу и ког-

да только думает об этом вкусе или запахе? Разницу между идеей, восста-

новленной в нашем уме нашей собственной памятью, и идеей, в данный мо-

мент приходящей в наш ум через наши чувства, мы сознаем так же ясно,

как разницу между любыми двумя отличными друг от друга идеями. Если

кто-нибудь скажет: «Сон может сделать то же самое, и все эти идеи могут

быть вызваны у нас без всяких внешних объектов», тому, быть может, будет

угодно услышать во сне мой ответ, что: 1) неважно, устраню ли я его сомне-

ние или нет: где все лишь сон, там рассуждения и доказательства не нужны,

истина и познание – ничто; 2) я думаю, что он признает очень большую раз-

ницу между нахождением в огне, во сне или наяву. Но если бы кто решил-

ся быть таким скептиком, чтобы утверждать, будто то, что я называю «на-

ходиться в огне наяву», есть лишь сон и что мы можем тем самым узнать

с достоверностью о существовании вне нас такой вещи, как огонь, я отвечаю

[следующее]: если мы знаем достоверно, что удовольствие или страдание

происходит от прикосновения к нам определенных предметов, существова-

ние которых мы воспринимаем своими чувствами или видим во сне, что вос-

принимаем,– то эта достоверность так же велика, как наше благополучие

или несчастье, и сверх этого нам безразлично, идет ли речь о знании или су-

ществовании» (Локк Дж. Сочинения. В 3-х т. – М., 1985-1988. Т. 2. – С. 14–15).