мнение. Я спрашиваю любого, разве нет у него непоколебимой уверенности
в том, что он по-разному воспринимает, когда смотрит на солнце днем и ду-
мает о нем ночью, когда действительно пробует полынь и нюхает розу и ког-
да только думает об этом вкусе или запахе? Разницу между идеей, восста-
новленной в нашем уме нашей собственной памятью, и идеей, в данный мо-
мент приходящей в наш ум через наши чувства, мы сознаем так же ясно,
как разницу между любыми двумя отличными друг от друга идеями. Если
кто-нибудь скажет: «Сон может сделать то же самое, и все эти идеи могут
быть вызваны у нас без всяких внешних объектов», тому, быть может, будет
угодно услышать во сне мой ответ, что: 1) неважно, устраню ли я его сомне-
ние или нет: где все лишь сон, там рассуждения и доказательства не нужны,
истина и познание – ничто; 2) я думаю, что он признает очень большую раз-
ницу между нахождением в огне, во сне или наяву. Но если бы кто решил-
ся быть таким скептиком, чтобы утверждать, будто то, что я называю «на-
ходиться в огне наяву», есть лишь сон и что мы можем тем самым узнать
с достоверностью о существовании вне нас такой вещи, как огонь, я отвечаю
[следующее]: если мы знаем достоверно, что удовольствие или страдание
происходит от прикосновения к нам определенных предметов, существова-
ние которых мы воспринимаем своими чувствами или видим во сне, что вос-
принимаем,– то эта достоверность так же велика, как наше благополучие
или несчастье, и сверх этого нам безразлично, идет ли речь о знании или су-
ществовании» (Локк Дж. Сочинения. В 3-х т. – М., 1985-1988. Т. 2. – С. 14–15).