Table of Contents Table of Contents
Previous Page  66 / 70 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 66 / 70 Next Page
Page Background

64

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Атрибут –

неотъемлемое свойство предмета.

Вторичные качества –

субъективные свойства вещей (согласно Дж. Локку)

Гилозоизм

(от греч. «материя» и «жизнь») – представление о том, что все пред-

меты материального мира одушевлены.

Дедукция

(от лат.

deductio

– выведение) – метод исследования от общего утверж-

дения к частным выводам (фактам).

Дуализм

 – философское воззрение, которое признает равноправие двух начал

многообразия мира – материального и духовного.

Индукция

(от лат.

induction

 – наведение) – метод исследования от частных фак-

тов к общему выводу (гипотезе).

Метод

(от греч.

methodos

 – путь исследования) – способ достижения какой-либо

цели; совокупность приемов практического или теоретического освоения действитель-

ности; в философии – способ построения и обоснования системы философских знаний.

Модус

 – свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях.

Монада

 – (от греч.

monas

, род. п.

monados

 – единица, Единое) – духовная актив-

ная субстанция в монадологии Лейбница, воспринимающая и отражающая другие

монады и весь мир.

Монизм

(от греч.

monos

– один, единственный) – философское воззрение, соглас-

но которому всё многообразие мира выводится из одной. единой субстанции – либо

материи, либо духа.

Пантеизм

(от греч. «всё, всякий» и «Бог, Божество») – учение о том, что всё есть

Бог, обожествляющее Вселенную, природу. Духовные истоки пантеизма – стремле-

ние преодолеть дуализм земного и потустороннего мира и придать природе боже-

ственный статус.

Первичные качества

 – объективные свойства вещей (согласно Дж. Локку)

Плюрализм

(от лат. – множественный) – философское воззрение, согласно кото-

рому существует множество различных равноправных, независимых и несводимых

друг к другу начал многообразия мира.

Пробабилизм

(от лат.

probabilis

– приемлемый, возможный, вероятный) – взгляд, со-

гласно которому знание является только вероятностным, так как истина недостижима.

Рационализм

(от лат.

rationalis

 – разумный,

ratio

 – разум) – направление в тео-

рии познания, согласно которому разум является основой познания и главной фор-

мой его достоверности.

Сенсуализм

(от лат.

sensus

– восприятие, чувство) – направление в теории позна-

ния, согласно которому в основе познания лежат чувства, которые и являются глав-

ной формой достоверного знания.

Субстанция

(от лат.

substantia

 – сущность; то, что лежит в основе) – то, что не

имеет внешней причины, является причиной самого себя и основой всего.

Фатализм

 – вера в господство в мире и особенно в жизни человека неизбежно-

го и неотвратимого рока, что каждое событие каждый поступок человека изначаль-

но предопределён, исключает свободу выбора и случайность.

Эмпиризм

(от греч.

empeiria

 – опыт) – философское направление, признающее

чувственный опыт единственным источником достоверного знания.