64
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Атрибут –
неотъемлемое свойство предмета.
Вторичные качества –
субъективные свойства вещей (согласно Дж. Локку)
Гилозоизм
(от греч. «материя» и «жизнь») – представление о том, что все пред-
меты материального мира одушевлены.
Дедукция
(от лат.
deductio
– выведение) – метод исследования от общего утверж-
дения к частным выводам (фактам).
Дуализм
– философское воззрение, которое признает равноправие двух начал
многообразия мира – материального и духовного.
Индукция
(от лат.
induction
– наведение) – метод исследования от частных фак-
тов к общему выводу (гипотезе).
Метод
(от греч.
methodos
– путь исследования) – способ достижения какой-либо
цели; совокупность приемов практического или теоретического освоения действитель-
ности; в философии – способ построения и обоснования системы философских знаний.
Модус
– свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях.
Монада
– (от греч.
monas
, род. п.
monados
– единица, Единое) – духовная актив-
ная субстанция в монадологии Лейбница, воспринимающая и отражающая другие
монады и весь мир.
Монизм
(от греч.
monos
– один, единственный) – философское воззрение, соглас-
но которому всё многообразие мира выводится из одной. единой субстанции – либо
материи, либо духа.
Пантеизм
(от греч. «всё, всякий» и «Бог, Божество») – учение о том, что всё есть
Бог, обожествляющее Вселенную, природу. Духовные истоки пантеизма – стремле-
ние преодолеть дуализм земного и потустороннего мира и придать природе боже-
ственный статус.
Первичные качества
– объективные свойства вещей (согласно Дж. Локку)
Плюрализм
(от лат. – множественный) – философское воззрение, согласно кото-
рому существует множество различных равноправных, независимых и несводимых
друг к другу начал многообразия мира.
Пробабилизм
(от лат.
probabilis
– приемлемый, возможный, вероятный) – взгляд, со-
гласно которому знание является только вероятностным, так как истина недостижима.
Рационализм
(от лат.
rationalis
– разумный,
ratio
– разум) – направление в тео-
рии познания, согласно которому разум является основой познания и главной фор-
мой его достоверности.
Сенсуализм
(от лат.
sensus
– восприятие, чувство) – направление в теории позна-
ния, согласно которому в основе познания лежат чувства, которые и являются глав-
ной формой достоверного знания.
Субстанция
(от лат.
substantia
– сущность; то, что лежит в основе) – то, что не
имеет внешней причины, является причиной самого себя и основой всего.
Фатализм
– вера в господство в мире и особенно в жизни человека неизбежно-
го и неотвратимого рока, что каждое событие каждый поступок человека изначаль-
но предопределён, исключает свободу выбора и случайность.
Эмпиризм
(от греч.
empeiria
– опыт) – философское направление, признающее
чувственный опыт единственным источником достоверного знания.