5
Раздел I. ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Методические указания.
Информационные материалы (конспекты лек-
ций) содержат краткие биографии, ключевые философские идеи и дости-
жения основных представителей философии Нового времени. Использовать
материалы можно для понимания роли этих мыслителей в развитии духов-
ной культуры.
ФРЕНСИС БЭКОН
Фрэнсис Бэкон (1561–1626) происходил из се-
мьи «новых дворян», в свое время поддержав-
ших английскую монархию в феодальных меж-
доусобицах; его отец некоторое время занимал
должность лорда-хранителя королевской печати.
В возрасте 12 лет Бэкон поступил в Кембридж-
ский университет; в 23 года он уже был членом па-
латы общин английского парламента, где высту-
пал противником королевы Елизаветы I по ряду
вопросов. В 1597 году были опубликованы его
«Опыты, или наставления нравственные и поли-
тические», представляющие собой высокохудоже-
ственные эссе на различные темы – от морально-бытовых до политических.
В 1605 году была опубликована на английском языке работа «О достоинстве
и приумножении наук», представляющая собой первую часть грандиозного
плана Бэкона – «Великого восстановления наук», предполагавшего 6 этапов.
При короле Якове I, вступившем на престол в 1603 году, началось полити-
ческое возвышение Фрэнсиса Бэкона: в 1612 он стал генеральным прокуро-
ром, в 1617 – лордом-хранителем печати, в 1618 – лордом-канцлером. В 1620
Бэкон опубликовал одно из лучших своих произведений – «Новый Органон».
В 1621 году он был обвинен во взяточничестве и на несколько дней за-
ключен в тюрьму. Несмотря на последующее оправдание, Бэкон больше не
возвращался в политику. Последние годы жизни занимался научным экспе-
риментированием и умер в 1626, простудившись после проведенного опыта.
Ф. Бэкон был увлечен широкими проектами преобразования науки.
По словам его личного врача, знаменитого Уильяма Гарвея, «он философ-
ствовал как лорд-канцлер»; в социальной утопии «Новая Атлантида» ему
удалось предвосхитить план создания в 60-е годы 17 века Лондонского Ко-
ролевского общества. Бэкон первым приблизился к пониманию науки как
социального института. Он разделял теорию двойственной истины, раз-
граничивающую функции науки и религии; его позиция по отношению к
религии близка деизму. Крылатые высказывания Бэкона о науке и ее роли