6
неоднократно избирались знаменитыми философами и учеными в качестве
эпиграфов для своих произведений.
1
Некоторые исследователи относят Френсиса Бэкона к эпохе Возрожде-
ния, особенно по философскому стилю. Но Ф. Бэкон – родоначальник фи-
лософии Нового времени. Он создаёт Программу развития всей философии
Нового времени, стремится произвести классификацию наук, отделить одну
науку от других. Бэкон пытается определить место каждой науки и задачи
философии в общенаучном знании. Одна из основных целей философии за-
ключается в Великом восстановлении наук.
В зависимости от трёх основных способностей души, Бэкон считает, что
история соответствует памяти, поэзия – воображению, философия – рассуд-
ку. Предметом философии являются Бог, природа и человек. В систему наук
Бэкон включает и теологию. Теология занимается душой человека, той её ча-
стью души, которая называется божественной. Черновая, многообразная, низ-
шая часть души, полная проблем и ошибок – это предмет изучения философии.
Бэкон выдвигает новый стиль научного творчества –
сотворчество
.
Главное произведение Бэкона –
«Новый органон»
. Органон – это инстру-
ментарий.
Новый органон – возрождение античного инструментария, инструмента-
рия познания, исследования.
С точки зрения Ф.Бэкона,
«Опыт – основа любой науки и единственное,
для чего наука существует»
.
Ф. Бэкон выделяет две части опыта:
1) «светоносный путь» – от частного к общей теории;
2) «плодоносный путь» – теория воплощается в реальность, практику.
Считая себя создателем метода, прежде всего, Бэкон в учении о методе
выделяет также две части:
1)
критическая
, рассчитанная на преодоление препятствий научного по-
знания;
2)
позитивная
, исходящая из необходимости обоснования теории.
Критический метод носит название «Учение о заблуждениях разума»
или «Учение об идолах и призраках разума». Источник заблуждений – осо-
бенности самого субъекта познания. Достичь истины можно только прео-
долев заблуждения.
Критическая часть метода Ф. Бэкона
Все призраки (идолы) разума делятся на два вида:
1.
Врожденные
– присущие человеческой природе изначально.
2.
Приобретенные
– которые человек получает в течение жизни.
Призраки разума искоренить невозможно, но их надо изучать, чтобы ней-
трализовать, преодолеть.
1
См:
to-name.ru›biography/frensis-bekon.htm