7
Врожденные призраки (идолы) познания:
1)
Призрак рода
– препятствия, находящиеся в самой природе человека,
которые определяются устройством и функционированием органов чувств,
разума, эмоциями.
Препятствия познания начинаются с чувственной ступени.
а) Чувства, ощущения нас обманывают. Чувства не бесполезны, но от них
многое ускользает. Сенсорные способности людей развиты хуже, чем у дру-
гих биологических видов. Например, сокол-сапсан видит намного лучше, чем
человек, обоняние у собаки развито намного лучше, чем у человека, и т.д.
Обману чувств надо противопоставить орудия для обострения чувств.
Например: плохо видим – микроскоп, телескоп и т. п.
«Тонкость опытов превосходит тонкость самих чувств»,– пишет Бэкон. В
эксперименте можно лучше познать мир.
б) Разум гораздо больше склонен к заблуждениям, потому что он часто
стремиться к отвлеченному, схематизирует движущийся, изменяющийся мир.
«Ум человеческий подобен неровному зеркалу, которое примешивает к
природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном обезобра-
женном виде»,– отмечает Бэкон. Примером такой искривлённости созна-
ния Бэкон считает желание человека объяснять природу по аналогии с са-
мим собой.
в) Движение страстей.
Человек, как существо эмоциональное, в процессе познания не может
бесстрастно смотреть на мир. Человек скорее верит в истинность того, во что
верить хочет. Он часто отрицает трезвую мысль, поскольку она отвергает
надежду. Воспитание позволяет человеку научиться управлять страстями.
2)
Призрак пещеры
– заблуждения отдельного человека, у которого есть
индивидуальные особенности чувственного, рационального и эмоциональ-
ного мироотношения, искажающие свет природы. Преодолеваются эти пре-
пятствия при помощи воспитания и образования. Например, если у человека
плохой музыкальный слух, ему необходима музыкальная школа, если огра-
ниченное цветовосприятие, то рекомендована художественная школа или
индивидуальные занятия.
Приобретенные призраки (идолы) познания:
1)
Призрак театра
(или призрак теорий) – это теоретические концеп-
ции прошлого (философские пьесы), вся предшествующая индивидуальной
жизни человека культура. Призрак театра – это вера в авторитеты (авторитет
прошлых и современных идей, взглядов других людей).
Как во всяком театре философские сцены слаженны, красивы и способны
скорее удовлетворить желание, нежели отразить реальность. Сколько лю-
дей, столько и призраков театра.