20
Тема 3. УЧЕНИЕ О ДИАГНОЗЕ. ПОСТРОЕНИЕ КЛИНИЧЕСКОГО
И ПАТОЛОГОАНАТОМИЧЕСКОГО ДИАГНОЗОВ
ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА
Студент должен
знать:
• принципы построения клинического и патологоанатомического
диагнозов;
• Международную классификацию болезней.
Студент должен
уметь:
• формулировать диагноз при моно-, би- и мультикаузальном разви-
тии болезни;
• провести сопоставление клинического и патологоанатомического
диагнозов;
Студент должен
владеть:
• навыками проведения клинико-анатомических сопоставлений
в клинической практике
• навыками заполнения медицинской документации (медицинского
свидетельства о смерти).
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Учение о диагнозе.
Знание основных положений теории (постро-
ения) диагноза, их практическое применение необходимо в повсед-
невной деятельности практического врача любой специальности. При
этом успех диагностической деятельности клинического врача и пато-
лога невозможно без
высокой профессиональной подготовки и способ-
ности к логическому и аналитическому мышлению
. Это важно учиты-
вать в современных условиях, так как в настоящее время к нозологи-
ческим единицам относятся около 20 тыс. болезней. Сложности диа-
гностики определяются также
естественным и
индуцированным па-
томорфозом
болезней, большим количеством
ятрогений
и развитием
подчас
двух и более заболеваний
у конкретного больного.
Наиболее полным и приемлемым можно считать следующее опре-
деление диагноза в медицине:
«Диагноз – медицинское заключение
о патологическом состоянии здоровья обследуемого, об имеющемся
заболевании (травме) или о причине смерти, выраженное в терминах,