37
На микроскопическом препарате
in situ
при обработке щелочью хро-
мосомная ДНК денатурируется (разрываются связи между двумя нитями
ДНК). Зондом обрабатывают препарат. Поскольку последовательность
оснований ДНК-зонда и соответствующий участок хромосомы взаим-
но комплементарны, зонд присоединяется именно к этой хромосоме или
к конкретному участку хромосомы. В этом участке происходит ренату-
рация (восстановление) ДНК. Это явление носит название «гибридиза-
ция». После этого препарат обрабатывают веществом, которое способно
избирательно присоединиться к биотину. К этому веществу присоединен
флюоресцентный краситель (родамин – красный цвет или флюоресцеина
изотиоцианат – зеленый цвет). С помощью люминесцентного микроско-
па окрашенные хромосомы можно увидеть на фоне неокрашенных
В настоящее время предложено использовать
комбинацию мето-
дов иммунофенотипирования и
FISH
.
Для этого анализа использу-
ют неокрашенные мазки крови, костного мозга или препараты дру-
гих тканей. На первом этапе препараты инкубируют со специфиче-
скими моноклональными антителами, затем проводят конъюгацию
с флуорофорами для последующей визуализации комплекса антиген-
моноклональное антитело. Далее осуществляют гибридизацию
in situ
с ДНК-зондами. Для выявления моноклональных антител и ДНК-
зондов используют флуорофоры, различающиеся по цвету. Изучение
препарата под флуоресцентным микроскопом при наличии необходи-
мого набора фильтров позволяет одновременно проводить анализ им-
мунофенотипа и гибридизационных сигналов в интерфазных ядрах.
Из выше изложенного можно сделать вывод, что
FISH
метод позво-
ляет провести наиболее полный анализ кариотипа (определение на-
рушений набора хромосом, диагностика транслокаций, делеций, ду-
пликаций, инверсий и инсерций). Методика
FISH
с использованием
локус-специфических ДНК-зондов (
LSI
) идеально подходит для де-
текции конкретных хромосомных аберраций, имеющих диагностиче-
ское и прогностическое значение.
Таким образом, исследуя операционно-биопсийный материал, врач-
патоморфолог становится непосредственным участником клинической
диагностики заболеваний. Биопсия требует от патологоанатома клини-
ческого мышления, а от врача-клинициста – умения правильно оцени-
вать ответы на биопсию, а также знания и понимания пределов воз-
можности этого метода. Такой клинико-анатомический подход являет-
ся одним из основных принципов патологической анатомии.