Table of Contents Table of Contents
Previous Page  7 / 142 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 142 Next Page
Page Background

5

Если на третьем курсе студенты изучали патологическую анатомию

как анатомию больного организма и главной целью при этом было по-

знание этиологии, патогенеза, структурных основ патологических про-

цессов и болезней, что имеет существенное значение в работе врача,

то основной целью клинческой патологичеекой анатомии (КПА) явля-

ется формирование клинического мышления, усвоение алгоритма дея-

тельности врача при выполнении им своих профессиональных обязан-

ностей на основе клинико-анатомического анализа.

Студенты на цикле КПА изучают задачи патологоанатомической

службы, методы и формы их осуществления, положение о патолого-

анатомическом вскрытии трупов, правила составления протоколов

вскрытий трупов; знакомятся с принципами формулирования кли-

нического и патологоанатомического диагнозов, правилами оформ-

ления и выдачи медицинских свидетельств о смерти и перинаталь-

ной смерти; овладевают принципами клинико-морфологических

сопоставлений в аспекте оценки качества прижизненной ди-

агностики и лечения; знакомятся с положениями о клинико-

анатомических конференциях, комиссий по изучению летальных

исходов и лечебно-контрольных комиссий; изучают методы иссле-

дования биопсийного и операционного материала, последов, пра-

вила направления этих материалов в патогистологическую лабора-

торию; решают ситуационные задачи.

Патологоанатомическая служба была организована в нашей стране

в 20–30‑х годах прошлого столетия в качестве составной части обще-

государственной системы здравоохранения, основной задачей кото-

рой являлась охрана здоровья народа. Одновременно с постановлени-

ями правительства по различным вопросам здравоохранения создава-

лись положения по государственной регламентации основ прозектор-

ского дела (об обязательном вскрытии умерших в больницах, о сани-

тарных правилах захоронения, об устройстве кладбищ и крематориев

и др.). Во всех этих начинаниях активное участие принимали крупней-

шие ученые патологоанатомы: А. И. Абрикосов, И. В. Давыдовский,

М. А. Скворцов, В. Т. Талалаев, Г. В. Шор, В. Г. Гаршин, С. С. Вайль,

Г. Л. Дерман, Ш. И. Криницкий и др. На основе работ проф. И. В. Да-

выдовского предложено заменить органолокалистический прин-

цип преподавания патологической анатомии нозологическим, что

было принято и распространено не только на патологическую анато-