5
Если на третьем курсе студенты изучали патологическую анатомию
как анатомию больного организма и главной целью при этом было по-
знание этиологии, патогенеза, структурных основ патологических про-
цессов и болезней, что имеет существенное значение в работе врача,
то основной целью клинческой патологичеекой анатомии (КПА) явля-
ется формирование клинического мышления, усвоение алгоритма дея-
тельности врача при выполнении им своих профессиональных обязан-
ностей на основе клинико-анатомического анализа.
Студенты на цикле КПА изучают задачи патологоанатомической
службы, методы и формы их осуществления, положение о патолого-
анатомическом вскрытии трупов, правила составления протоколов
вскрытий трупов; знакомятся с принципами формулирования кли-
нического и патологоанатомического диагнозов, правилами оформ-
ления и выдачи медицинских свидетельств о смерти и перинаталь-
ной смерти; овладевают принципами клинико-морфологических
сопоставлений в аспекте оценки качества прижизненной ди-
агностики и лечения; знакомятся с положениями о клинико-
анатомических конференциях, комиссий по изучению летальных
исходов и лечебно-контрольных комиссий; изучают методы иссле-
дования биопсийного и операционного материала, последов, пра-
вила направления этих материалов в патогистологическую лабора-
торию; решают ситуационные задачи.
Патологоанатомическая служба была организована в нашей стране
в 20–30‑х годах прошлого столетия в качестве составной части обще-
государственной системы здравоохранения, основной задачей кото-
рой являлась охрана здоровья народа. Одновременно с постановлени-
ями правительства по различным вопросам здравоохранения создава-
лись положения по государственной регламентации основ прозектор-
ского дела (об обязательном вскрытии умерших в больницах, о сани-
тарных правилах захоронения, об устройстве кладбищ и крематориев
и др.). Во всех этих начинаниях активное участие принимали крупней-
шие ученые патологоанатомы: А. И. Абрикосов, И. В. Давыдовский,
М. А. Скворцов, В. Т. Талалаев, Г. В. Шор, В. Г. Гаршин, С. С. Вайль,
Г. Л. Дерман, Ш. И. Криницкий и др. На основе работ проф. И. В. Да-
выдовского предложено заменить органолокалистический прин-
цип преподавания патологической анатомии нозологическим, что
было принято и распространено не только на патологическую анато-