17
Раздел 2. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ВРАЧА
Интеллектуальные качества врача
– способности чувственно-
го, рационального и интуитивного познания получать информацию,
необходимую для правильной диагностики и выбора правильной так-
тики лечения.
Интеллектуальная ограниченность врача приводит к неспособно-
сти получить необходимую для диагностики и лечения информацию,
а вследствие этого к врачебным ошибкам. Врач не только не сможет вы-
лечить пациента, но может искалечить его или убить. Интеллектуаль-
ные качества врача обретают нравственный смысл, поскольку от их на-
личия зависит качество лечения и благополучие больного, способность
врача помочь пациенту, не причиняя ему вреда.
Клиническое мышле-
ние
– это интеллектуальные алгоритмы, позволяющие провести пра-
вильную диагностику и назначить наилучшее лечение, не допустить
врачебной ошибки, не причинить вред пациенту. Способность клини-
чески мыслить опирается на интеллектуальные качества.
Позитивные интеллектуальные качества врача
Диалектичность мышления
– качество гибкости врачебного
мышления, предполагающее способность видеть в предмете своей
профессиональной деятельности диалектические связи и учитывать
закономерности, обусловленные этими связями, в диагностической
и лечебной деятельности.
Компетентность
– знания и опыт, позволяющие добиваться же-
лаемого исхода в лечении больных и выполнять свои профессиональ-
ные обязанности наилучшим образом.
Логичность
– способность строить правильные умозаключения
относительно диагностики и тактики лечения на основе точных дан-
ных анамнеза и надёжных данных лабораторного обследования, что
является предпосылкой успешного лечения пациента.
Мудрость
– способность на основе опыта и знаний принимать
оптимальные в данных обстоятельствах врачебной деятельности ре-
шения во благо пациентов.
Наблюдательность
– нацеленность восприятия на схватывание
важных фактов, деталей, особенностей в процессе диагностики и ле-