27
Больной со всей полнотой и многообразием переживаний, с его сложной
аутопластической картиной болезни «не доходит» до врача… Наши боль-
ные – люди, а не машины, их страдания очень сложны…
Уход в голую технику в столь сложной и большой области человеко-
ведения, какой является клиника, – это скатывание на позиции шаблона,
трафарета, это неумение широко, продуманно и индивидуализированно по-
дойти к диагнозу и лечению каждого больного в отдельности, это подчас
отсутствие подлинно врачебной ответственности за судьбу больного»
(
Кас-
сирский, И. А. О врачевании. Проблемы и раздумья. – Москва: Медицина,
1970. – С. 159–163).
Раздел 3. ЭТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ВРАЧА
Эмоционально-нравственные качества
врача характеризуют его
способность в деятельности согласовывать свой личный интерес с ин-
тересами пациентов таким образом, каким на это ориентируют как
принципы и нормативы врачебной этики, так идеалы и нормы общече-
ловеческой морали. В этике и обыденном языке такие личностные ка-
чества называются добродетелями, а личностные качества, противо-
положные добродетелям – пороками. Согласование личного интереса
и интересов других личностей предполагает определённую степень
ограничения собственного эгоизма и способность принять правомер-
ность проявлений «Я» других личностей. Этому сопутствуют эмоци-
ональные переживания, которые могут как тормозить, так и стимули-
ровать исполнение нравственных норм. При отсутствии нравствен-
ных качеств личность не обладает ни внутренними психологически-
ми механизмами, которые побуждали бы её следовать нравственным
принципам и заповедям, ни способностями делать это. Каждая из до-
бродетелей – это определённая модель ограничения собственного эго-
изма во благо других личностей.
Эмоционально-нравственные добродетели в профессиональной де-
ятельности врача
Альтруизм
– готовность в профессиональной деятельности ока-
зать помощь людям ценой самопожертвования или отказа от соб-
ственных благ.