Table of Contents Table of Contents
Previous Page  44 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 44 / 64 Next Page
Page Background

42

Раздел 4. ЭТИКЕТ

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА

Существует различие между нормами этикета и моральными нормами.

Моральные нормы регламентируют ту или иную ипостась добра в наме-

рении, мотивации. Предметная реализация доброго намерения – это сво-

бодный выбор моральной личности, который может проявляться в разных

действиях, а последние моральной нормой конкретно не оговариваются.

Этикетные правила обязательно оговаривают внешние предмет-

ные действия (слова и фразы, жесты, мимику, телодвижения), в кото-

рых закодирована некая ипостась добра, а именно уважение к друго-

му человеку. Этикетные правила необходимы, чтобы поддерживать

атмосферу взаимного уважения людей.

Этикет 

– это правила поведения, выражающие внешние формы

уважения к участникам общения и профессионального воздействия.

В медицинском сообществе выражение уважения необходимо как

между членами сообщества, так и в отношении медицинских работни-

ков к пациентам. Соблюдение норм этикета позволяет сохранить бла-

гожелательный стиль общения, благодаря присущим им свойствам.

Нормы этикета – это символические формы уважения к партнё-

рам по общению.

Соблюдение норм этикета помогает в большей или

меньшей степени сохранять позитивный тон общения даже тогда, ког-

да настроение и эмоциональное состояние участников общения не по-

зитивны, а общение вынужденное и нежелательно для одной из сто-

рон. Выражение уважения к людям с помощью норм этикета помогает

нейтрализовать внешние проявления раздражения, недоброжелатель-

ности, плохого настроения участников общения, не позволяя в словах,

мимике, жестах излить на партнёра по общению оскорбительные чув-

ства, негативные эмоции, спровоцировать его на ответное раздражение

и грубость, обиду и недовольство. Партнёр по общению принимает

символы уважения как сигналы позитивного отношения к себе и готов

ответить взаимным уважением и готовностью к сотрудничеству. При

отсутствии позитивного сигнала в общении неловкое внешнее пове-

дение одного партнёра может быть воспринято другим партнёром как

негативное отношение к себе, даже если такового на самом деле нет,

стать источником обиды, неудовлетворённости, негативного настроя.