42
Раздел 4. ЭТИКЕТ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА
Существует различие между нормами этикета и моральными нормами.
Моральные нормы регламентируют ту или иную ипостась добра в наме-
рении, мотивации. Предметная реализация доброго намерения – это сво-
бодный выбор моральной личности, который может проявляться в разных
действиях, а последние моральной нормой конкретно не оговариваются.
Этикетные правила обязательно оговаривают внешние предмет-
ные действия (слова и фразы, жесты, мимику, телодвижения), в кото-
рых закодирована некая ипостась добра, а именно уважение к друго-
му человеку. Этикетные правила необходимы, чтобы поддерживать
атмосферу взаимного уважения людей.
Этикет
– это правила поведения, выражающие внешние формы
уважения к участникам общения и профессионального воздействия.
В медицинском сообществе выражение уважения необходимо как
между членами сообщества, так и в отношении медицинских работни-
ков к пациентам. Соблюдение норм этикета позволяет сохранить бла-
гожелательный стиль общения, благодаря присущим им свойствам.
Нормы этикета – это символические формы уважения к партнё-
рам по общению.
Соблюдение норм этикета помогает в большей или
меньшей степени сохранять позитивный тон общения даже тогда, ког-
да настроение и эмоциональное состояние участников общения не по-
зитивны, а общение вынужденное и нежелательно для одной из сто-
рон. Выражение уважения к людям с помощью норм этикета помогает
нейтрализовать внешние проявления раздражения, недоброжелатель-
ности, плохого настроения участников общения, не позволяя в словах,
мимике, жестах излить на партнёра по общению оскорбительные чув-
ства, негативные эмоции, спровоцировать его на ответное раздражение
и грубость, обиду и недовольство. Партнёр по общению принимает
символы уважения как сигналы позитивного отношения к себе и готов
ответить взаимным уважением и готовностью к сотрудничеству. При
отсутствии позитивного сигнала в общении неловкое внешнее пове-
дение одного партнёра может быть воспринято другим партнёром как
негативное отношение к себе, даже если такового на самом деле нет,
стать источником обиды, неудовлетворённости, негативного настроя.