52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Профессионально необходимые личностные качества врача не мо-
гут возникнуть спонтанно и одномоментно. Их формирование – за-
бота не только педагогов, которые обучают будущих врачей. Педаго-
ги дают знания, создают ситуации их тренировки, но этого недоста-
точно. Без личной мотивации и намерения будущего врача или мо-
лодого специалиста взрастить в себе личностные качества, укоренён-
ные глубоко на уровне психических установок, сознания и подсозна-
ния, чувств и интеллектуального знания – невозможно. Профессио-
нально значимые личностные качества взращиваются и тренируют-
ся, если студент или молодой специалист понимает их смысл, осозна-
ёт их важность для своего профессионального созревания и стремит-
ся культивировать их в себе. Данное пособие может помочь студенту
или молодому специалисту понять и осознать сущность и смысл про-
фессионально значимых личностных качеств врача.
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ
1. Если у врача развиты волевые и интеллектуальные качества,
но не сформированы эмоционально – нравственные качества, то в чём
может проявляться ущербность его работы с пациентами?
2. Если у врача не развиты волевые качества, то как это может по-
влиять на его профессиональное развитие?
3. В чём состоит нравственный аспект реализации интеллектуаль-
ных качеств врача?
4. Какие особенности причинения вреда пациенту возможны в слу-
чае отсутствия сформированных волевых качеств врача?
5. Какой тип личностных качеств врача необходим прежде всего
для реализации сотруднической модели отношения к пациенту?
6. Какие чувства может вызвать у пациента грубость, невежли-
вость, раздражительность врача?
7. В чём состоит суть лечебного эффекта, который может иметь
личность врача на пациента?
8. Как вы понимаете афоризм «слово врача лечит»?